19.11.2009 На статус главной российской науки теперь может претендовать не история, борьба с фальсификациями которой уже поставлена в нашей стране на широкую ногу, а география. На международной арене Россия намерена активно отстаивать свое право на ресурсы морского шельфа в районе подводного хребта Ломоносова и ряда других районов Арктики. Да и в последнем президентском послании Федеральному Собранию одним из самых широко обсуждаемых тезисов стал именно географический вопрос -- «секвестрование» часовых поясов. В проработке решения этой насущной проблемы изъявило принять участие Русское географическое общество, главой которого отныне является министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. «Если будет такое поручение, будем заниматься», -- пообещал новоназначенный вчера главный географ страны, отвечая на вопросы журналистов после внеочередного съезда РГО.
Об уровне амбиций географии в современной российской жизни свидетельствует даже не то, что съезд лично открывал Владимир Путин, а его новый статус: премьер отныне возглавляет попечительский совет РГО. Почетный президент общества, глава Института географии РАН Владимир Котляков напомнил, что кандидатская диссертация у премьера вполне укладывается в «профильные» рамки, поскольку посвящена природным ресурсам и готовилась в Горном университете Санкт-Петербурга. К тому же г-н Путин интересуется животным миром и проблемами окружающей среды. Что интересно, у географического общества есть тезка: аналогичную аббревиатуру, РГО, имеет и неправительственная организация "Российское газовое общество". И хотя вовлеченность г-на Путина в проблемы газовой отрасли общеизвестна, он все-таки выбрал организацию, объединяющую географов.
Глава правительства, согласившись с предложением возглавить попечительский совет, тут же заявил, что исполнительная власть окажет географическому обществу весомую финансовую поддержку. «Для десяти грантов мы изыщем в качестве первого шага ресурсы в объеме 50 млн руб., для того чтобы можно было поддержать исследования и теоретические работы по тем направлениям, которые выберет само Русское географическое общество», -- пообещал г-н Путин. Вновь назначенный президент РГО Сергей Шойгу со своей стороны призвал представителей крупного бизнеса не отставать от государства и «поддержать начинания и проекты» географов.
Какие именно проекты предлагается поддерживать бизнесменам, новый глава РГО в деталях не описывал. Он вскользь упомянул изыскания на Байкале, которые, к слову, ведутся той же командой исследователей, которая в 2007-м с пафосом застолбила глубоководный хребет Ломоносова российским триколором. Вообще же, по словам г-на Шойгу, в ближайшее время должно пройти ученое собрание географического общества, которое определит, какие направления должны стать наиболее «грантоемкими». «Мы будем на конкурсной основе определять и распределять гранты и подводить итоги, насколько качественно и эффективно использованы те средства, которые мы вкладываем в те или иные проекты», -- сказал президент РГО.
Труды географов будут иметь и прикладной характер, подчеркнул Сергей Шойгу. Работа РГО должна найти воплощение в виде учебников географии для школ или научно-популярных фильмов, наподобие тех, что выпускают BBC или National Geographic. К слову, премьер Владимир Путин в своем выступлении напомнил о том, что в прежние времена во всех школах были географические кружки. «Сегодня этого нигде нет», -- посетовал глава правительства. «Надо воспитывать в молодом поколении любовь к природе», -- в свою очередь заметил президент географического общества, добавив, что неплохо было бы создать и молодежное отделение при РГО.
По мнению г-на Шойгу, географическое общество должно использовать уже имеющиеся медиаресурсы, в числе прочего президент РГО не исключил, что общество приобретет некий «авторитетный профильный журнал». В будущем в России может появиться научно-познавательный канал, подобный каналу Discovery или тому же National Geographic. Пока же в рамках инициативы ВГТРК по популяризации географии Русское географическое общество получит время на входящем в холдинг новом телеканале «Моя планета».
Сергей Шойгу не забыл упомянуть и основной род своей деятельности. Научные ресурсы РГО, заявил он, будут задействованы при мониторинге окружающей среды, который ведет МЧС для снижения рисков природных и техногенных катастроф. «Русское географическое общество должно стать эффективной площадкой для сотрудничества специалистов в области экологии и природоохранной деятельности», -- добавил министр. Вице-президент РГО, декан географического факультета МГУ Николай Касимов в свою очередь призвал губернаторов заказать географические справочники по своим регионам. Недавно РГО выпустило четырехтомный «Национальный атлас России», напомнил г-н Касимов, заметив, что было бы неплохо, если бы каждый глава региона заказал географам такое справочное издание.
О том, что убедиться в величии и уникальности России можно просто посмотрев на карту, периодически напоминают и первые лица государства. Так, президент Дмитрий Медведев, обращаясь в своем блоге к школьникам 1 сентября, констатировал: «Наша страна -- крупнейшее по площади государство на планете, занимает одну треть самого большого континента -- Евразии, через нее проходит три климатических пояса и одиннадцать часовых поясов, это одна шестая часть суши...» Правда, последний географический факт из перечисленных президентом несколько устарел. 1/6 часть суши занимал Советский Союз, а Российская Федерация «довольствуется» лишь 1/9 всей суши Земли, или 1/8 суши, заселенной человеком. Хорошо, что в некоторых странах ближнего зарубежья не обратили внимания на оговорку российского лидера, иначе бы непременно заявили об «очередном проявлении имперских амбиций Москвы».
«То, что в президентском послании Федеральному Собранию появилось предложение уменьшить число часовых поясов, на мой взгляд, вызвано желанием добавить в это послание чего-нибудь поострее, -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. -- Модернизация, конечно, хорошее слово, но что за ним стоит, непонятно -- это слово не вызывает определенных эмоций и не может стать поводом для широкой общественной дискуссии. А часовые пояса -- это, конечно, благодатная тема для обсуждения: сколько их нужно оставить, как это уменьшение повлияет на жизнь людей, на их трудовой график и т.д.». Что же касается назначения г-на Шойгу главным географом страны, то, по мнению г-на Макаркина, речь идет прежде всего о конкретном интересе главы МЧС к старому, респектабельному учреждению, каковым является Русское географическое общество, созданное в 1845 году по повелению Николая I. Первым президентом общества был избран сын императора -- великий князь Константин Николаевич, руководивший РГО в течение 47 лет. На этом посту его сменил племянник -- великий князь Николай Михайлович, который оставался во главе РГО вплоть до 1917 года.
«Сейчас спадает мода на руководство спортивными федерациями и обществами, особенно после того, как президент заявил, что чиновники не должны этим заниматься, -- отмечает г-н Макаркин. -- Хотя когда-то государство проявляло интерес и к спорту -- государственная политика была фактически направлена на то, чтобы чиновники продвигали свои виды спорта, лоббировали их». Возможно, предполагает наш собеседник, теперь государственные мужи пойдут в научные общества -- «надо же им как-то самовыражаться». К тому же стать президентом географического общества неплохо с имиджевой точки зрения -- наши соотечественники всегда с уважением относились к путешественникам и к тем, кто им покровительствует. /vremya.ru/