15.09.2009 В центре Львова сегодня съехалась вся пожарная техника гарнизона. Не огонь гасить, а на парад.
Галиция отмечает 650 лет со дня учреждения пожарной службы. Посмотреть было на что, так как на осмотры вывели еще самый первый транспорт для тушения пожаров - конный.
Это сегодня кони выделываются. Еще бы - на параде. А вот несколько сотен лет назад они изо всех сил тянули бока с водой на место, где пылал пожар. Со временем, лет 200 после этого, для гашения стали использовать также еще поршневые насосы.
Сергей Пехник, начальник оперативного отдела ГУ МЧС во Львовской обл.: "Раньше были конные ходы. Один был конно-бочечный ход, который вез бочку, второй ход был с насосом. Приезжали на место события, если было какое-то озеро, пруд, тогда они ставили и вручную качали воду и подавали ее к месту пожара".
Эффективность была раз в десять ниже, чем с настоящими даже самыми простыми машинами. Зато по поводу противопожарной просветительской и профилактической работе этого не скажешь. Такими профилактиками были трубочисты, которые наведывались в каждой дом.
Владимир Гамеляк, спасатель в роли трубочиста: "Мы были самыми первыми. Перед пожарниками были трубочисты. Так как когда топили в печках дровами, углем. И дымоходы часто сажей забивались, а мы ходили, чистили".
Как раз из трубочистов, а еще - добровольцев, была сформирована первая бригада пожарников. И сделал это львовский магистрат, взяв под личный контроль пожарную безопасность в городе. Произошло это 1359-го, спустя 3 года после получения Львовом магдебургского права, и поэтому - свободы к самоуправлению. Но структура профессиональной пожарной службы родилась только в середине 19 ст. Тогда был создан первый корпус пожарников, которые проходили специальную военную подготовку. И понемногу запускали усы.
Юрий Ковалишин, спасатель: "Все были усатые в то время, еще и с бородой ходили".
Так, дескать, защищались от дыма. Сегодня защиту, говорит Александр Торкотюк, не сравнить с тогдашней. Даже для простого пожара - форма специальная.
Александр Торкотюк, спасатель: "По качеству к образцам иностранных ее не сравнить, но все одно здесь есть защита. Если на пожаре температура высокая, то она защищает".
Да и не такая тяжелая форма, как носили пожарники хотя бы советских времен. А еще со средины прошлого столетия на параде красовалась пожарная машина на базе УРАЛа. Ее собрал фанат раритетов Дмитрий Степанов. 95% деталей - оригинальные.
Дмитрий Степанов, владелец раритета: "Эта машина 44-го года. Модель выпускалась где-то с 36- го по 54-ый год".
У Дмитрия она коллекционная. Но спасателям ее дает для показа с готовностью. Гордость львовских спасателей с прошлого года - пожарная машина Мерседес. Благодаря ней даже самое высокое здания в городе - под контролем.
Ярослав Казак, начальник пожарной части: "Полное разложение стремянки составляет до 53 г. Во Львове это одна машина".
Что еще в едином экземпляре и чего вообще нет - на это МЧСники не жаловались. Сегодня - ведь праздник./novy.tv/