26.09.2008 Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Саратовской области, Федеральным законом устанавливаются основные требования пожарной безопасности к различным объектам экономики и видам деятельности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Определяются основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливаются общие требования к обеспечению пожарной безопасности людей и окружающей среды, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов.
Принятие общих норм пожарной безопасности в форме технического регламента позволит снять существующие противоречия и установить чёткую систему взаимоотношений собственников объектов противопожарной защиты и надзорных органов, а также привести нормативную правовую базу в области пожарной безопасности в соответствие с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Сегодня МЧС России ведет активную законотворческую работу, направленную на урегулирование законодательства в вопросах обеспечения защиты населения от пожаров и других чрезвычайных происшествий. Одно из ее направлений было разработка проекта технического регламента "О пожарной безопасности". Этот документ был принят 4 июля текущего года Государственной Думой Российской Федерации в третьем окончательном чтении, а 1 августа в "Российской газете" (№ 163 (4720)) опубликован Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Появление технического регламента обусловлено требованиями времени. МЧС России осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, руководствуясь существующей нормативной правовой базой. Многие нормативные акты сегодня уже устарели и нуждаются в оптимизации. Например, в области пожарной безопасности действуют более 2 тыс. различных документов, которые содержат свыше 150 тыс. требований. Некоторые из них противоречат друг другу или дублируют один другого, что затрудняет их применение, как для владельцев объектов противопожарной защиты, так и для надзорных органов. Эти и другие проблемы и призван решить технический регламент, разработанный МЧС России. Данный закон и еще пять основных документов заменят 2 тыс. нормативных актов, регулирующих сферу обеспечения пожарной безопасности.
Технический регламент содержит понятные, как для собственников и простых граждан, так и для надзора, требования в сфере пожарной безопасности. Кроме того, он создает условия для внедрения аудита безопасности, т.е. системы независимой оценки рисков, что, в частности, повысит ответственность собственника и позволит ему самостоятельно выбирать способ охраны своего объекта.
Впервые в стране в техническом регламенте установлены нормы риска от пожара. Для населения - это одна миллионная. То есть в идеале, к которому специалисты МЧС России стремятся, при пожаре допустима (если это слово может быть применимо к понятию "человеческая жизнь") гибель не более одного человека на миллион. Для предприятий с учетом их особенностей этот показатель составляет одну десятитысячную.
Одна миллионная - это как раз та перспектива, к которой необходимо стремиться в обеспечении пожарной безопасности в России. Такие же подходы существуют и в странах Западной Европы, Японии и США. Достичь этой нормы можно при доскональном соблюдении всех требований пожарной безопасности.
В техническом регламенте также впервые определено нормативное время прибытия подразделений для ликвидации пожара. В настоящее время действуют норма радиуса выезда пожарных подразделений - 3 км. В техническом регламенте законодательно закреплено, что пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар: в городе - во временной период до 10, в сельской местности - до 20 мин. Достаточно жесткое требование, но МЧС России пошло на него сознательно, понимая всю свою ответственность за жизнь и имущество людей.
В решении этой задачи важен комплексный подход, предполагающий совокупность мер, - от оптимального размещения пожарных депо до организации дорожного движения. Но не менее важно также повышать уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения. Необходимо научить наших граждан и водителей пропускать машины со специальными сигналами.
Одним из элементов формирования цивилизованной системы безопасности в сфере производства является страхование рисков, особенно перед третьими лицами. Если человек живет или работает вблизи промышленного или другого объекта, представляющего опасность для его жизни и здоровья, то владелец этого объекта должен застраховать возможные риски. Но это не просто механическая процедура, при которой собственник платит деньги страховой компании и спокойно живет пару лет, а в случае аварии та рассчитается со всеми, кто попадет в зону чрезвычайной ситуации. Именно страховая компания объективно заинтересована в комплексной оценке рисков производства. И она не будет их страховать, если на объекте устаревшее оборудование, нет элементов защиты и т.д. Независимый эксперт осмотрит объект и выставит требования, которые владелец должен выполнить для обеспечения промышленной безопасности. А в случае их невыполнения, страховая сумма значительно возрастет, так как рисков, связанных с деятельностью такого объекта, возникает гораздо больше. Выстраивание цивилизованных взаимоотношений между собственниками потенциально опасных объектов и страховым сообществом - это сложный и длительный процесс.
Первый и, пожалуй, самый важный шаг на этом пути уже сделан - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят. /sarnews.ru/