14.07.2008 Челябинской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства по рациональному использованию и охране лесных богатств. Экологи бьют тревогу: огненная стихия стала на Южном Урале сущим бедствием. В первом полугодии в области случилось 2 614 пожаров против 496 за весь прошлый год. Больше всего страдают леса: с начала года пламя охватило 21 тысячу гектаров лесного фонда — в два с лишним раза больше, чем за 2007 год.
Верховыми пожарами уничтожены почти полторы тысячи гектаров лесов, природе нанесен трудновосполнимый урон. Не случайно ситуация с пожарами взята на особый контроль губернатора, а в мае в области для борьбы с огненной стихией было объявлено чрезвычайное положение.
И помощь есть, но…
На Южном Урале принята региональная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Челябинской области на 2007–2010 годы». В ее рамках из областного бюджета главному управлению лесами (эта прежде федеральная структура, имевшая статус агентства лесного хозяйства, недавно перешла под «крышу» области) для борьбы с лесными пожарами и возгоранием торфяников было направлено 6 миллионов 625 тысяч рублей, а Миас- скому городскому округу — 600 тысяч.
И все же серьезного ущерба от разгула огненной стихии избежать не удалось. Только верховыми лесными пожарами с начала года уничтожено более 1,3 тысячи гектаров, причем 6 354 гектара — лесных культур, посаженных человеком. Проверка показала, что причиной этих бед зачастую являются сами люди, разводящие в лесу костры, бросающие в траву незатушенные сигареты. Мало того, иные беспечные граждане по весне поджигали сухую траву, и огонь охватывал большие площади, распространялся на соседние леса.
«Горючий» лесоповал
Нередко лесные пожары разгораются из-за небрежности частных лесопользователей, обязанных следить за сохранностью взятых в аренду угодий. К примеру, арендатор участка лесного фонда на территории Кусинского района ООО «Никон» складировал заготовленную древесину у самой стены леса, что строжайше запрещено. Выяснилось также, что лесосеки у этого арендатора не полностью очищены от порубочных остатков, захламлены ветками. Работа лесорубов этой фирмы приостановлена до устранения нарушений, создающих пожароопасную обстановку.
Не соблюдаются правила пожарной безопасности и в лесах Троицка: под линией электропередач обнаружена нелегальная свалка прошлогодних порубочных остатков, не убранных с участков лесфонда до наступления пожароопасного сезона. А до леса рукой подать… Для их возгорания достаточно было короткого замыкания. И это, как оказалось, вовсе не исключение: подобные нарушения выявлены и в Брединском районе.
Непростительную беспечность проявили и в фирме ООО «Уфалейлес». Этот арендатор лесных участков Верхнеуфалейского городского округа тоже складировал заготовленную древесину прямо у леса, к тому же не удосужившись убрать с лесосеки опилки и прочий хлам, оставшийся после рубки. Подобную практику взяли на вооружение и арендаторы-дровосеки Кыштымского, Пластовского и Миасского городских округов.
Гори, лес, вместе с мусором?
И это еще, как говорится, цветочки. В Нязепетровском районе энергетики, эксплуатирующие ЛЭП на участках лесфонда, ввели в практику… сжигание мусора прямо по соседству с лесом. И не задумываются, чем чреват подобный подход…
Прокуроры выяснили, что требованиями природоохранного законодательства и противопожарной безопасности пренебрегают и пользователи городских лесов Озерска. Здешние леса не защищены от огня менерализированными полосами, в них складируют стройматериалы.
Схожая ситуация и в Кунашакском районе: арендатор лесного участка ЗАО ТК «Премиум» не оборудовал лесозащитные полосы, не поставил аншлаги, предупреждающие об опасности возгораний. Здесь нет своего пожарного инвентаря, участок лесного фонда захламлен стройматериалами.
Те же претензии и к арендаторам лесных угодий ЗАО «Каслидорремстрой», ООО «Тюбуклес», ООО «Багаряклес», исправительной колонии «Учреждение ЯВ-48/10», допустившим целый ряд нарушений правил пожарной без-опасности. Здесь нет противопожарных аншлагов, огнетушителей, прочих средств борьбы с огнем, как и минерализированных полос вблизи хвойного молодняка, а лесосеки больше похожи на свалку мусора.
Многие арендаторы не желают выполнять прописанные в контрактах противопожарные мероприятия. Например, так поступают в ООО «Прометей-Урал», взявшем в аренду леса в Сосновском и Красноармейском районах. Мало того что контракты на выполнение работ по противопожарному устройству лесов с этой фирмой заключили с большим запозданием, эти обязательства так и остались на бумаге. Профилактика лесных пожаров не велась, вдоль дорог не было указателей о введении в лесах области режима чрезвычайной ситуации.
С той же фирмой, «Прометей-Урал», главное управление лесами области в свое время заключило контракт на пользование участком лесфонда в Увельском районе. Но проверка показала, что арендатор складирует и сжигает в лесных массивах порубочные остатки, захламил полосу отвода сухостоем, мусором, нет лесозащитных полос.
Опасный пал
Положение особенно осложнилось весной, когда селяне начали жечь прошлогоднюю траву. Об опасности сельскохозяйственных палов говорит такой факт: 21 мая бригада инспекторов Рос-природнадзора и представителей природоохранной прокуратуры выехала на очередную проверку, и вдруг… Едва выехав из города, на территории Сосновского района увидели, что из лесу валит густой дым, пылает пламя. Оказалось, что на землях сельхозпредприятия ООО «Красное Поле» кто-то поджег сухую траву и огонь перекинулся на соседние леса Шершневского лесничества.
Встревоженные участники рейда вызвали пожарных, и пламя удалось потушить. Но почему только после вмешательства природонадзорных органов? Ведь пожар легче предупредить…
— Областной бюджет нынче выделил ОГУ «Шершневское лесничество» на противопожарные мероприятия и тушение лесных пожаров около 3,3 миллиона рублей, но освоено только 794 тысячи,— говорит челябинский природоохранный прокурор Анатолий Екимов.— Как следствие — леса не опаханы, и пламя с полей легко перекинулось на леса. Лесники в пожароопасный период не обходили свои участки, как это положено, не следили за их сохранностью. Отсюда можно сделать вывод: бюджетные деньги, выделенные на охрану лесов от пожаров, использовались неэффективно.
По мнению природоохранной прокуратуры, главное управление лесами области не обеспечило должного контроля в сфере лесопользования.
— По результатам проводимых проверок должностные лица этого ведомства ограничиваются вынесением предписаний в адрес лесонарушителей, привлечением виновных к административной ответственности,— заявляет челябинский природоохранный прокурор Анатолий Екимов.— Нет и должной системы контроля за выполнением предписаний об устранении нарушений лесного законодательства. «Лесники» слабо взаимодействуют с областным госучреждением «Особо охраняемые природные территории» в сфере выявления и пресечения правонарушений, защиты лесного фонда.
Природоохранная прокуратура вынесла представление, требуя принять меры по устранению выявленных нарушений и причин, им способствующих. Прокуроры предлагают привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц — руководителей Шершневского, Увельского, Нязепетровского, Каслинского и Красноармейского лесничеств, а также усилить координацию этой важной работы со стороны министерства по радиационной и экологической безопасности области./up74.ru/