22.04.2008 До 2012 года авиапарк Бе-200 МЧС России пополнится еще восемью машинами
Руководство ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева» (ТАНТК) намерено поставить для нужд МЧС РФ 15 самолетов-амфибий Бе-200, фактически удвоив первоначальный контракт на сборку семи машин. По утверждению генерального директора и генерального конструктора компании Виктора Кобзева, восемь амфибий могут быть поставлены спасателям в 2011—2012 годах. Эксперты подчеркивают, что потребности России в противопожарной модификации Бе-200ЧС ограничены, но ее перспективы есть за границей.
ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева» – одно из ведущих конструкторских бюро России, является мировым лидером по созданию самолетов-амфибий. НПК «Иркут» владеет 39,568% акций, АХК «Сухой» – 38%, ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» – 15,16%. Остальные распределены среди юридических и физических лиц. Выручка за девять месяцев 2007 года – 157 млн руб., убыток – 36,397 млн руб. Доходы от экспорта продукции составили 67,562 млн руб.
Заявление о корректировке планов г-н Кобзев сделал на учениях Евросоюза «Огонь-4» на острове Сардиния, на которых он присутствовал в компании главного спасателя России Сергея Шойгу. По его мнению, для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России необходимо 15 самолетов Бе-200ЧС. Глава ТАНТК полагает, что построить и передать спасателям фактически еще одну эскадрилью можно до 2012 года.
В настоящий момент на Иркутском заводе собраны и переданы МЧС по двум заключенным в 2000 году контрактам четыре машины. Пятую, собранную уже сами спасатели решили передать Азербайджану в преддверии лесных пожаров этого года.
Как пояснили РБК daily в пресс-службе ТАНТК, оставшиеся две амфибии в этом году решено построить на «Иркуте», а уже со следующего года организовывать перевод сборочного производства в Таганрог на мощностях местного «Тавиа» (вероятнее всего, в Иркутске будут собирать крыло как самую технологически сложную часть амфибии), создав своеобразный гидроамфибийный центр.
Уже известно, что средства на перевод производства (2,8 млрд руб.) компания получит от Внешэкономбанка, с которым на прошлой неделе было подписано соглашение о выделении кредитной линии в размере 25 млрд руб. в адрес Объединенной авиастроительной корпорации. ТАНТК подключен к работе ОАК через своих собственников - «Иркут» и «Сухой». Сам ВЭБ в середине года намерен приобрести не менее 20% акций корпорации.
Впрочем, по мнению руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, полтора десятка Бе-200 ЧС для России практически «потолок» потребности при условии возможности их оперативного перемещения. Он полагает, что даже для крупных лесных пожаров вполне достаточно будет сконцентрировать не более 5 машин в одном месте. Г-н Пантелеев полагает, что в случае, если МЧС будут переданы функции авиалесохраны, таганрогские авиастроители также могут рассчитывать на какую-то часть заказов в модификации поисково-спасательных и транспортных машин. Основные же перспективы Бе-200 он видит только в экспорте.
В руководстве компании РБК daily пояснили, что ими совместно с НПК «Иркут», EADS, Rolls-Royce Deutschland, ЗАО «Бета Ир», ГосНИИ ГА были проведены исследования рынка Бе-200, что показало общую его емкость при все модификациях этого типа самолета до 311 единиц на период до 2025 года.
Виктор Кобзев полагает, что до конца текущего года будет получен европейский сертификат, и его амфибия сможет выйти на рынок ЕС. По утверждению главы ТАНТК, из зарубежных стран уже поступило 36 заявок на самолеты Бе-200, из которых на сегодняшний день 18 заявок «реальных». Заинтересованность в приобретении Бе-200 проявили Португалия, Греция, Италия, Алжир и ряд стран Юго-Восточной Азии.
Однако ряд экспертов полагают, что европейским странам из-за сезонного характера пожаров нет смысла приобретать столь дорогостоящий самолет (по разным оценкам, его стоимость составляет 30-40 млн долл.), а лучше его арендовать или взять в лизинг. В этом случае в перспективе не исключен вариант создания частной компании, которая и будет закупать амфибии у авиастроителей, сдавая его в аренду по всему миру./rbcdaily.ru/