08.12.2007 За последние годы уровень смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий в России вышел на уровень потерь от боевых действий. Борьба за его снижение стала одним из приоритетов государственной политики. В пятницу первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев заявил что с 2008 года оказание медицинской помощи жертвам ДТП получает статус нового направления нацпроекта «Здоровье».
Статистика потерь и в самом деле впечатляет: только за 10 месяцев 2007 года в России произошло более 200 тыс. ДТП, в ходе которых пострадали более 234 тыс. и погибли 38 тыс. человек. Поток «груза-200» с автотрасс настолько велик, что, по словам Медведева, начал всерьез влиять на общий уровень смертности в стране: «причем речь идет в основном, о людях трудоспособного возраста»,-- подчеркнул он. Экономический же ущерб от происшествий на дорогах в 2006 году вплотную подобрался к полтриллиона рублей и достиг 2% от ВВП – величина, сопоставимая с затратами государства на образование.
Наиболее опасным для жизни и здоровья, как оказалось, является южное направление, а именно – федеральные автодороги М-4 «Дон» (Москва-Новороссийск), М-3 «Украина» (Москва-Киев), М-6 «Каспий» (Москва-Астрахань) и М-7 «Волга» (Москва-Уфа). Кроме того крайне неблагоприятные показатели по количеству погибших в ДТП зафиксированы на автотрассах М-5 «Урал» (Москва-Челябинск), М-8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск) и М-53 «Байкал». На этих убойных направлениях и развернется основная борьба с людскими потерями.
До сих пор власти пытались нормализовать ситуацию на дорогах двумя испытанными средствами - ужесточая наказания за нарушение правил дорожного движения и совершенствуя инфраструктуру. Теперь, признал Дмитрий Медведев, стало ясно, что этого мало. Главным неблагоприятным фактором для жертв ДТП в России является несвоевременное, а зачастую неквалифицированное оказание им медицинской помощи, и в том числе – из-за удаленность от трасс медицинских учреждений, нехватки специального медицинского оборудования и квалифицированных врачей, а также разобщенности действий различных служб при обнаружении ДТП.
По, словам врачей, отсутствие квалифицированной медицинской помощи в течение первого часа с момента получения травмы в ДТП увеличивает смертность на 30%, в течение трех часов – на 60%, до 6 часов – на 90%. Сберечь драгоценное время, а, значит, и человеческие жизни поможет новое направление нацпроекта «Здоровье», стартующее 1 января 2008 года. Его главные мероприятия рассчитаны на восемь регионов, где проходят наиболее опасные автотрассы. Под них, по словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, из государственного бюджета будет выделено 7,4 млрд рублей, и в том числе 2,6 млрд – уже в 2008 году.
К концу мая 2008 года регионы должны подготовить во всех больницах, расположенных вдоль автотрасс, помещения под установку новейшего медицинского оборудования. Одновременно начнется переподготовка врачей с «заточкой» под спасение пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. А вместе с ними начальную медицинскую подготовку начнут проходить также сотрудники ГАИ и ДПС (соответствующая поправка к закону, как оказалось, уже готова): именно они первыми прибывают на место ДТП, а лишь затем вызывают медиков. Пока же, как признал первый замминистра внутренних дел Александр Чекалин, подавляющее большинство сотрудников ГАИ не в состоянии оказать пострадавшим грамотную медицинскую помощь.
Принято решение о взаимодействии всех служб, имеющих отношение к ДТП – дорожных служб, ГАИ, медиков, МЧС. В частности наконец-то будет урегулирован вопрос о прохождении сигнала о ДТП -- сейчас его принимают около десятка различных организаций, ни одна из которых не отвечает за его фиксацию и дальнейшее прохождение. Кроме того на место ДТП вскоре будут приезжать комплексные бригады, в состав которых помимо сотрудников ГАИ войдут также медики и спасатели.
Программа предусматривает и решение транспортной проблемы. Наиболее опасные места будут патрулировать экипажи дорожной службы, а жертв ДТП, произошедших в отдаленных или труднодоступных районах, будут доставлять в больницы на вертолетах. «У наиболее опасных автотрасс должны располагаться охраняемые посадочные площадки для вертолетов»,- заявил Чекалин.
Требования к водителям, включая владельцев личного автотранспорта, также ужесточатся: все они должны будут реально уметь оказать себе и другим первую помощь в случае ДТП. Те же требования распространятся на водителей рейсовых автобусов, причем аптечки, и сейчас имеющиеся в городском транспорте, вскоре значительно увеличатся: набора нынешних, по словам Чекалина, «в случае серьезного ДТП хватит в лучшем случае на одного пассажира». Крупные запасы медикаментов будут находиться также в стационарных постах и в машинах ГАИ.
Маломощные порошковые огнетушители также будет объявлены вне закона. Особенно – в автобусах: «В случае возникновения пожара такие огнетушители совершенно бесполезны», -- убежден Чекалин. Кроме того, заявил он, все водители общественного транспорта будут сдавать экзамен на умение применять огнетушитель на практике.
Власти надеются, что предпринимаемые меры уже к 2010 году позволят сократить число погибших с нынешних 27 на каждые 100 пострадавших в ДТП до 16. Кроме того они рассчитывают на значительное снижение уровня инвалидности жертв ДТП./mk.ru/