18.07.2007 Рост оптовых цен на бензин приблизился к критической точке, после которой неизбежно его подорожание в розничной сети. Об этом вчера заявил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Если эта тенденция возобладает, то под угрозой окажутся заявленные планы удержания инфляции в рамках 8 процентов по итогам нынешнего года.
Однако при этом известный эксперт рынка подчеркнул, что в нынешней ситуации появились мощные ограничители, которые могут воспрепятствовать ценовой гонке: страна вошла в предвыборный период, и начал действовать новый антимонопольный закон.
Итак, экономические предпосылки для роста цен налицо, считает Григорий Сергиенко. Налицо и сезонные: в августе, сентябре и октябре на пике деловой активности по традиции потребляется наибольшее количество горючего. С этой оценкой солидарен и эксперт Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков Павел Строков. В целом ситуация подошла к рубежу, когда владельцам АЗС придется повышать розничные цены. С марта этого года оптовые цены на бензин резко пошли вверх, торговая наценка приблизилась к пределу и уже составляет 20 процентов. Насколько быстро произойдет изменение ценников, зависит от динамики оптового рынка топлива и от цен на нефть на мировых рынках. Кстати, с 1 августа будет увеличена экспортная пошлина на нефть с 200 до 230 долларов за тонну, что несколько сдержит рост цен на нефть на внутреннем рынке.
Часть экспортных поставок нефтяные компании переориентируют на внутреннюю переработку. И это смягчит неизбежный ценовой розничный удар.
Однако все это верно, если руководствоваться лишь рыночной логикой. На деле в нынешней ситуации определяющим фактором, судя по всему, станет не экономика. Во-первых, предвыборный цикл. Григорий Сергиенко вспомнил совещание министра экономического развития и торговли Германа Грефа с капитанами "нефтянки" под занавес 2006 года, когда прозвучало недвусмысленное предупреждение: шутить с ценами на бензин в 2007 году нельзя, тем более что произошло и снижение налоговой нагрузки на отрасль.
Отметим, что "налоговая карта" будет разыгрываться и дальше. Не случайно в экспертном сообществе не раз высказывалось мнение, что если государство хочет снизить цены на бензин, оно должно снизить налоги. В структуре розничной цены сейчас 55-57 процентов составляют налоги, поэтому резерв снижения цены очевиден: либо снизить акциз, либо налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Экс-министр топлива и энергетики Юрий Шафраник ранее не раз говорил, что таким способом можно легко сбить цену бензина на 25 процентов.
Это предложение можно охарактеризовать как развитие испытанного властями в 2004 - 2005 годах, на пике роста цен, метода нахождения взаимных уступок с нефтяными вертикально-интегрированными компаниями. Есть и другой, уже из сферы внеэкономической. Федеральная антимонопольная служба добилась-таки, хотя и с неизбежными компромиссами, принятия Закона "О защите конкуренции" и новой системы так называемых оборотных штрафов за картельные соглашения. ФАС, как сообщил представитель Российского топливного союза, уже составила перечень более чем 30 регионов, в которых велика вероятность согласованных действий нефтяных компаний. "Никому не захочется первыми попасть в жернова ФАС", - предположил Сергиенко. Если так, то потребители могут быть спокойны, как и экономические власти страны, вознамерившиеся удержать в 2007 году инфляцию на уровне 8 процентов и не на шутку встревоженные, что эстафету безудержно дорожающих овощей осенью подхватит более мощный враг инфляции - бензин.
Любопытнее всего, что дополнительные издержки для владельцев АЗС могут породить действия государственных органов надзора. Рост цен на бензин в связи с недавним введением лицензирования АЗС Ростехнадзором может составить 4 - 6 процентов, спрогнозировал Павел Строков. Соответственно, они будут перекладывать бремя расходов на покупателей бензина. Заметим, что административный ресурс здесь может оказаться бессильным: более 60 процентов АЗС в стране принадлежит независимым компаниям, не являющимся "дочками" вертикально интегрированных гигантов. По словам Сергиенко, АЗС искусственно причислены Ростехнадзором к промышленным объектам, и теперь им придется получать две лицензии - как пожароопасный объект и как взрывоопасный, "при том, что это одно и то же". Сергиенко уверен, что это играет на руку определенным фирмам, аффилированным с контролирующими органами: "Если получение лицензии у МЧС по пожароопасности обходится в 100 тысяч рублей для одной АЗС, то у Ростехнадзора аппетиты больше - от 400 тысяч до 1 миллиона рублей". Можно умножить 22 тысячи российских АЗС на эти суммы и вывести общую сумму новых платежей, возмещать которые придется автолюбителям.
Итак, эксперты главную надежду на недопущение очередного витка цен на бензин возложили на административные методы и правоприменение нового Закона "О защите конкуренции". А вот предстоящее начало биржевой торговли нефтепродуктами оценили более чем скептически. По словам Павла Строкова, "это никому не нужно, все и так работают, без всякой биржи": "Это теоретически правильная мера, которую чрезвычайно трудно осуществить в современных российских реалиях".
Тем временем
По данным Росстата, со 2 по 8 июля цена бензина повысилась на 0,1 процента. Если в начале первой недели июля литр бензина в среднем по стране стоил 17,93 рубля, то в конце - уже 17,95 рубля./rg.ru/