22.05.2007 Все жители прилегающих к докам районов были эвакуированы, прекращено движение автомобилей. Пожарные не исключали опасности взрыва газовых баллонов, находившихся на борту клипера, построенного 138 лет назад для быстрой доставки чая из Азии.
Причину внезапного пожара специалисты пока не установили. По сообщению «Скай ньюз», причина пожара расследуется как «подозрительная» - это означает, что не исключен поджог. Безуспешную борьбу за спасение парусника вели восемь пожарных бригад.
Как раз накануне пожара на клипере началась масштабная программа по его сохранению и обновлению стоимостью 25 миллионов фунтов. «Катти Сарк» был гордостью британского парусного флота, и его имя увековечено в названии популярного сорта виски.
«Катти Сарк»
Трехмачтовый чайный клипер «Катти Сарк» был построен и спущен на воду 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон для капитана Джона Уиллиса.
Носовым украшением судна была фигура ведьмы, давшей название кораблю. «Катти Сарк» в переводе с шотландского - короткая рубашка. Капитан и владелец клипера Джон Уиллис под впечатлением от картины, изображающей молодую ведьму в короткой ночной рубашке, назвал в ее честь свой корабль.
Клипер использовался для доставки чая из Китая. В середине XIX века тому судовладельцу, которым первым доставлял чай нового урожая, полагалась большая премия. «Катти Сарк» не был самым быстрым клипером, слава к нему пришла после состязания на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потерял руль и в результате прибыл в Лондон на неделю позже «Фермопил» - 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.
Тем не менее клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан решил продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того, чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
После своей главной гонки судно еще долго плавало на торговых маршрутах, конкурируя с пароходами, пока в 1922 году не было куплено капитаном Уилфредом Доуманом, который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.
В 1954 году клипер был поставлен на вечную стоянку в сухой док Гринвича и до пожара был популярной туристической достопримечательностью. Вдохновленные историей «Катти Сарк» производители виски дали ее имя одному из сортов. Источник: Час