21.02.2006 В среднем на одного московского спасателя приходится около шести человек руководящего состава. "Пока мы занимались спасением людей, сами попали в чрезвычайную ситуацию. Но опыта борьбы и спасения своих прав у нас, к сожалению, нет".
В этом году Министерству по чрезвычайным ситуациям /МЧС/ исполняется 15 лет. У истоков образования Министерства стояли люди, которые сделали спасение людей своей профессией. Результаты работы представителей этой профессии оцениваются не денежной прибылью для государства и не количеством официальных бумаг отчетности о работе министерства. Тысячи спасенных жизней – главная цель и результат работы спасателей.
В течение 15 лет Министерство расширялось и процветало из-за высокой востребованности людей, которые могут прийти на помощь не зависимо от того, что стало причиной угрозы жизни человека (захлопнулась дверь, за которой остался маленький ребенок, или человек не может выбраться из-под завала, либо из покореженного вследствие ДТП автомобиля). Преобразования сравнительно молодого министерства не могли не коснуться системы управления спасателями и прихода в нее новых людей из других ведомств, которые зачастую имели лишь поверхностные представления о работе спасателей. К тому же многие приходили, внося свои правила и порядки.
В пример можно привести историю "смены власти" над московскими спасателями, в результате которой в среднем на одного спасателя теперь приходится около шести человек руководящего состава. Такие цифры выведены из примерного подсчета: в Москве работает десять поисково-спасательных отрядов /ПСО/, в каждом отряде - 25 спасателей, которые непосредственно занимаются "предупреждением и ликвидацией ЧС". Итак, в Москве работает примерно 250 спасателей. (Это меньше, чем число сотрудников какой-нибудь средней компании). Именно эти 250 человек, ежедневно приходят на помощь, зачастую рискуя своим здоровьем и жизнью.
Среди них работают люди, которые стояли у истоков зарождения московского ведомства. Тогда эта служба называлась единой Московской городской поисково-спасательной Службой /МГПСС/. Со временем структура начала обрастать номенклатурой. Спасательные отряды передали в подчинение Окружных Управлений по Гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, где военные, имеющие свое собственное представление о работе спасателей, пытались вводить свои порядки. "То время нам запомнилось смотрами и построениями, а также придирками к прическе и внешнему виду. Это, пожалуй, единственное, что интересовало блюстителей устава", - говорит спасатель (источник попросил сохранить анонимность до конца судебного процесса, в котором рассматривается дело его коллеги, и в котором он принимает непосредственное участие).
Последнее преобразование, которое пережили спасатели ознаменованное 122- ФЗ . Согласно этому документу, в Москве была создана структура Агентств гражданской защиты, куда и перевели ПСО.
Казалось бы, ну и что такого, обычная смена руководства, но как говорят в народе: новая метла по-новому машет. Соответственно каждый "хозяин" устанавливает свои порядки и требования, которые сказывались на работе спасателей.
"Впервые спасатели обрадовались переменам в структуре, - говорит источник, - потому что Агентства - это структуры гражданские, соответственно с гражданским руководством. Рано радовались. Пока мы занимались спасением людей, мы сами попали в чрезвычайную ситуацию. Но опыта борьбы и спасения своих прав у нас, к сожалению, нет. Мы все 15 лет опровергали то, что "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но наше непосредственное руководство указало нам на то, что в нашем случае это неопровержимый тезис".
После организации агентств нарушения трудового законодательства приобрели такие масштабы, что спасателям пришлось занять оборонительную позицию для защиты своих прав. Так в этом году вопреки всем искусственно созданным руководством препятствий, появился независимый профсоюз. С помощью него спасатели надеялись добиться уважения к своим правам, которые предусмотрены законодательством.
Но за 15 лет преобразований спасатели незаметно для себя перешли в категорию "маленьких людей", голос которых стало совсем не слышно на фоне многоголосия начальства. Точнее, его никто не хотел слышать. Сразу после создания профсоюза в одном из ПСО был уволен председатель этого профсоюза. Причиной увольнения стал прогул спасателя в свой выходной день. Оказывается, он не имел права в этот день отдыхать, потому что во время выборов он должен обеспечивать безопасность на одном из избирательных участков. Не будем подробно вдаваться в это дело, в нем будет разбираться суд.
"Прежде, чем дойти до этой крайней меры, мы пытались решить вопрос с помощью переговоров", - говорит спасатель. Члены профсоюза спасателей обратились к начальнику ГУ МЧС /ГУ ГОЧС/ Москвы генералу … Елисееву и к директору Агентства гражданской защиты города Москвы … Бабаеву. "Нас выслушали и даже вели протокол, но буквально на следующий же день репрессивные меры к нам ужесточились", - рассказывает источник.
"Нам повысили зарплату, оснастили по последнему слову техники – казалось бы, чего еще надо - работайте, спасайте… Мы ради этого и пришли сюда, ради этого так долго учились, сдавали аттестации, ради этого рискуем своей жизнью. Мы хотим работать, а не заниматься бумажными делами – для этого есть руководство (не зря же его у нас так много). Но когда человек десять лет своей жизни посвятил спасению людей, а его увольняют за то, что он в свой выходной не вышел охранять избирательный пункт, мы не в силах молчать"./ikd.ru/