16.02.2006 После жуткой трагедии в Межапарке, как, впрочем, и в большинстве случаев после пожаров в квартирах или на производстве, особенно достается службе "01": мол, эти профессионалы и вовремя не приехали, и работали медленно, и людей не смогли спасти… Но так ли все запущено на самом деле? Пробки на дорогах, небо, затянутое сетью электропроводов, ряды машин у подъездов, стальные двери в квартирах и многое другое мешает спасателям оперативно выполнять опасную работу.
Уступи дорогу!
— Сейчас нам постоянно приходится выслушивать жалобы от обывателей, которые лишь критикуют, но реально не вникают в проблему, — чуть ли не хором сказали корреспондентам "Вести Сегодня" старший инспектор служебного отдела Роман Минаев и замначальника Рижского управления пожарно–спасательной службы Николай Головчук. Как говорится, достали пожарных!
На днях ваш автор стал свидетелем такой картины: час пик, улица Валдемара основательно забита автомобилями и на всю округу раздается вой пожарной машины, зажатой транспортом. Сперва машины еще пытались как–то разъехаться и освободить дорогу, но на тротуар свернуть, перескочив через бордюр, понятно, не удавалось, а с небольших улочек, несмотря ни на что, все прибывали новые авто. Только спустя минут десять пожарные кое–как выбрались и помчались по вызову…
— По правилам Кабинета министров, мы должны успевать по городу на вызовы в течение пяти минут, — говорит Роман Минаев. — Так мы специально устраивали проверки и фиксировали: реально ли уложиться в это время? Оказалось, вполне реально, но только ночью, когда улицы пустые, а днем — нет! Сейчас у народа появилось еще больше личных авто, система транспорта в городе не налажена, в результате днем все улицы Риги забиты пробками. Порой какие только маршруты нам не приходится выбирать, чтобы оперативно приехать к месту пожара!
А иногда люди специально не пропускают наши машины, видимо, думают: если пожарный с мигалкой мчится, то опаздывает к жене домой суп есть! Или же сирену водители вообще не слышат, поскольку врубают в салоне музыку на полную громкость. Хочу напомнить: когда нарочно не пропускаете машину спасателей, полиция может оштрафовать на 25 латов, кроме того, по вашей вине погибнут люди в квартире, охваченной пламенем!
Экономия смерти подобна
Вот уже который год пожарные обоснованно жалуются на нехватку современной техники. Автопарк обновляется крайне редко. Да, есть и новые цистерны, и подъемники с лестницами, но… Техники недостаточно. До сих пор пожарные ездят и на "ЗИЛах" чуть ли не 20–летней давности, которые могут заглохнуть на полпути, и на старых машинах, доставшихся по гуманитарной помощи из Германии и постоянно требующих дорогого ремонта.
Сейчас обычно (конечно, в зависимости от заявки) выезжает одна бригада — минимум две цистерны и подъемник, а на месте в гаражах остается "резерв" машин, на ладан дышащих. Но случается, и их приходится оперативно задействовать, например во время лесных пожаров. И с чем тогда остается пожарная часть? Когда сразу поступает несколько вызовов из одного района, подключают коллег из ближайшей бригады, но увеличивается время прибытия к месту пожара.
— Мы получаем сигнал тревоги и едем на место… К примеру, горит что–то за Двиной, мы направляем туда машину. Но вот ликвидированы последствия. Машина только отъехала, и вдруг поступает вызов — срочно мчаться в другой конец города. Формально пусть это и находится недалеко он нашей части, но реально машина же совсем в другом месте. Значит, она не успевает оперативно добраться.
А сколько нам надо машин? Только по Риге у нас 11 депо, значит, нужно минимум 22 цистерны, плюс такой же резерв, а еще хотелось бы 2 новых подъемника, — перечисляет Николай Головчук. — Да, государство нам выделяет в год примерно 500 000 латов на закупку техники. Но что на эти деньги можно приобрести? Нередко цена пожарной машины, допустим цистерны, превышает 100 000 латов, а специальной — для больших спасательных работ — 300 000 в зависимости от комплектации.
Подсчитаем: на 500 000 мы можем купить или два средних подъемника, или пять цистерн. Вот и выбирай. А пятью цистернами не перекрыть всю Латвию… Есть идея брать машины в лизинг. Хорошо бы, ведь тогда удастся приобрести большее количество нового транспорта.
Когда подъезд блокирован
Все, наверное, слышали о страшной трагедии в России, когда сгорели чуть ли не все верхние этажи высотного здания, а пожарные, вместо того чтобы спасать людей, распихивали ряды машин у подъездов. Похожая ситуация была и в Латвии — в Межапарке… И пожарных еще упрекали: не смогли дотянуть лестницы до квартиры!
— На данный момент у нас есть 50–метровая лестница и два новых 40–метровых подъемника, способных дотянуться до 14–го этажа. Способны–то они способны, только если машин возле подъездов нет! — произносит Роман Минаев. — Когда люди не думают о безопасности и блокируют своими авто путь к подъездам, уж не обессудьте: "спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Я рассказал Роману о ситуации возле пятиэтажки — дома, где сам живу: к подъездам ведет узенькая дорожка, всегда впритык заставленная автомобилями, а рядом — частное здание, хозяева которого, наплевав на технику безопасности, отгрохали бетонный забор с металлическими прутьями — да так, что не только мощная пожарная машина, но даже узенькая "скорая" не протиснется! И с другой стороны к нашему зданию не подобраться, поскольку мешает частный дом. Собеседник на это заметил:
— Думаете, ваш дом — исключение? Таких случаев полно! Конечно, если машина не проходит, мы можем и руками в подъезды к квартирам затащить "рукава" с брандспойтами. Однако как быть с эвакуацией людей с верхних этажей из окон, если не в состоянии подъехать подъемник? Да, существует понятие "противопожарные разрывы": мы можем и ворота снести, и забор срезать. Но на это уходит время. И если люди не соблюдают правила противопожарной безопасности, приходится действовать грубо, что, кстати, нам позволяет закон.
Плюс большая проблема с проводами, которые натягивают сейчас по воздуху совершенно бездарно. Такая "сеть в небе" около зданий очень мешает работе пожарных, мы не можем быстро раздвинуть лестницу или подогнать подъемник. А срезать провода так просто не станем: вдруг еще, например, районную больницу обесточим. Значит, надо звать специалиста, который определит, что разрешено безбоязненно удалять. Но поди еще найди специалиста, когда срочно нужно тушить пожар!
Спасительная сирена
Теперь пожарные все чаще говорят об установке в квартирах дымовых детекторов. Ведь какие–то 8–9 латов (примерно столько стоит детектор) могут спасти вашу жизнь. Нередко человек умирает — угорает во сне, ведь во время пожара выгорает кислород, начинается задымление, и бедняга погибает… А детектор, почуяв дым, громко сигнализирует об опасности: либо локально, в квартире, либо на расстоянии — непосредственно в пожарную часть и охранную фирму.
— Так, если бы в квартире в Межапарке имелись детекторы, трагедии, возможно, удалось бы избежать, — говорит Роман Минаев. — Правда, о чем уже сообщалось ранее, там пришлось долго возиться со стальной дверью в квартире, причем нестандартной, с 16 штырями… Кстати, и это давно известно, стальные двери — реальная проблема в процессе тушения пожара. Спасает разве что, когда двери ставят халтурщики и стальную преграду удается выбить довольно легко. В принципе, за 5–20 минут мы можем удалить самую сложную дверь. Однако бесценна ведь каждая секунда! — А бывают еще и непредвиденные ситуации, когда, например, одна квартира горит, но соседи отказываются эвакуироваться — за свое добро боятся и о жизни не думают. Увы, по закону мы не имеем права применять силу, максимум — вызвать полицию. Хотя, если человек уже одурел от дыма и не осознает ситуацию, можем его вывести…
И на прощание. Когда начался пожар, в первую очередь звоните "01" или "112", а уже потом, если умеете, начинайте тушить сами. Наконец, потратьте немного денег и купите домой огнетушитель, — советует собеседник./d-pils.lv/