27.01.2006 Татьянин день в России теперь можно считать еще и Днем потерпевших. С 25 января в России начал действовать новый порядок приема заявлений граждан о преступлениях. Жертве преступлений теперь не нужно метаться по городу в поисках отделения милиции. Попалась на глаза пожарная часть - можно туда. Офис ФСБ - пожалуйста. Таможенное управление - милости просим. Словом, потерпевшему теперь у нас везде дорога. Повсюду вас ждут. Вернее, ждать обязаны. А как на самом деле? Это выясняли корреспонденты "Труда".
Межведомственный приказ подписали руководители Генпрокуратуры, ФСБ, МЧС, Минюста, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и, конечно же, МВД. Согласно приказу, любое из этих ведомств обязано принять от гражданина заявление, выдать специальный талон, затем передать информацию куда следует. Приказано не волынить, принимать любые жалобы на криминал, вплоть до кражи кошелька. И все обязательно регистрировать!
Вчера, спустя сутки после введения нового порядка, наши корреспонденты отправились по указанным адресам. Для начала связались с ГУВД Москвы: "Ну как? Вчерашний день побил все рекорды по количеству обращений в милицию?" Ответ оказался неожиданным. За сутки в столице зарегистрировано 378 преступлений, из которых 229 уже раскрыты. Словом, обычная картина столичной криминальной жизни.
В чем же дело? Первый визит в подразделение МЧС. Москва, Пречистенка, 22. Здесь расположена одна из элитных пожарных частей столицы - 88-я. По идее, пострадавших граждан здесь теперь должны принимать круглосуточно.
В половине седьмого вечера подходим к КПП. "Караул, нас только что ограбили!" Дежурный смотрит на часы: "Поздно уже, все ушли домой. Наверное, проще бы вам пойти в отделение милиции". Как выяснилось, командование пожарных на этот счет не инструктировало, бланков номерных талонов о фиксации обращений не выдавало.
Борцы с наркоманией о совместном приказе хотя бы слышали. Корреспондент "Труда" побывал в Службе по Северо-Западному административному округу Управления наркоконтроля по Москве, что расположено на улице Расплетина, 14. Дежурный капитан полиции Владислав Шамшурин встретил журналиста приветливо: "Да, о совместном приказе известно. Но для того, чтобы выполнить его требования, нужен еще приказ по нашей Федеральной службе и утвержденная инструкция. Нас предупредили, что они будут подписаны в ближайшее время. Что стану делать, если обратится потерпевший, у которого украли кошелек? Отправлю его в ближайшее отделение милиции..."
Аналогичная картина наблюдается практически всюду. Можно с грустью констатировать: авторитета правоохранителям это явно не добавило. Пока рано говорить об отдаленных последствиях приказа. Но они обязательно будут, и весьма существенные. Специалисты-криминологи говорят, что за прошлый год в стране зарегистрировано 3,5 млн. преступлений. Между тем совсем недавно и статистики в погонах, и даже Генеральный прокурор предупреждали: на самом деле в России преступлений ежегодно случается раза в три больше. Просто не все регистрируют, и не все потерпевшие обращаются в милицию. Теперь представим, что заявлять о преступлениях будут почти все - ведь уже обнадежили, что отказа не будет. Выходит, за год в России будет зарегистрировано 9-12 миллионов преступлений. А если зарегистрировано - значит, нужно по ним работать. Расследовать, проверять, узнавать. У правоохранительных ведомств неизбежно возникнет дефицит кадров. Кто-нибудь об этом заранее побеспокоился?
КОРРЕСПОНДЕНТЫ "ТРУДА" СООБЩАЮТ ИЗ РЕГИОНОВ
ВОЛГОГРАД. Дежурному пожарной части без разминки сообщил, что хочу написать заявление о краже имущества. Офицер, как-то странно посмотрев на меня, уточнил, что при этом сгорело. "Ничего не сгорело, просто унесли вещички", - продолжал я. Офицер, теряя терпение и одновременно всякий интерес ко мне, отрезал: "Вам в милицию". Дабы не выглядеть полным идиотом, я представился и объяснил цель моей инсценировки. Дежурный усмехнулся и набрал телефонный номер. На том конце провода не поняли и его, послав куда-то. После чего я сообразил, что лучше уйти и мне. Сознательно не называю номер пожарной части, поскольку очень скоро понял: с таким же успехом я мог бы обратиться в любую другую...
Михаил ВЕРЖБА, соб. корр. "Труда"
* * *
Принес заявление о якобы украденном мобильнике в пожарную часть №20 подмосковного Королева.
- Извините, - развел руками начальник отдела кадров части Сергей Маркин, - но ваше заявление принять не могу. Никаких соответствующих документов или распоряжений начальства я еще не получил.
- А как бы действовали, если бы получили?
- Зафиксировав жалобу, я обязан выдать корешок-уведомление о том, что заявление принято. Потом передам его в отделение милиции. Так что, когда новые правила начнут функционировать, приходи, найдем твой телефон, - шутит Сергей.
Дмитрий ЛЕСКОВ.
***
КРАСНОЯРСК. Постовой регионального управления ФСБ по Красноярскому краю встретил меня предельно вежливо. В ответ на расплывчатую просьбу: "Хочу подать заявление о краже" очень мягко посоветовал: "Лучше бы вам обратиться в милицию"
Я повторила свою просьбу дежурному. "Кража?" - переспросил тот и явственно вздохнул.
- Приказ есть приказ - и мы обязаны его исполнять, - сказал дежурный. - Но советую пойти в милицию. Не потому, что для ФСБ это лишняя морока. Особых хлопот нет, люди с такими заявлениями приходят к нам очень редко. Моя задача - принять, доложить руководству, и все. Дальше издается приказ о переадресовке документа в УВД. Понятно же, что сами заниматься кражами мы не будем, это не входит в наши обязанности. Заявление попадает в канцелярию, регистрируется и с почтой отправляется по месту назначения. Представляете, сколько времени проходит? В самом лучшем случае - сутки. А кражи обычно раскрываются по горячим следам. Если у вас на улице вырвали мобильный телефон или сняли шапку, преступники легко успеют разбежаться.
Любовь РАК, соб. корр. "Труда".
***
ЕКАТЕРИНБУРГ. Рядовые милиционеры о новой системе учета преступлений осведомлены пока только на уровне слухов.
- Да, слышал, что наш зам. министра говорил, - признался дежурный лейтенант Калинин в Октябрьском РУВД Екатеринбурга. - Но никакой инструкции по поводу изменений учетно-регистрационной системы мы пока не получали. Пока до нас из Москвы дойдет - полгода пройдет.
В Главном управлении МВД по УрФО пояснили, что говорить о недостатках или достоинствах нововведения еще рано: "Сначала надо на практике проверить".
А вот потерпевший Константин Овчинников, пришедший в РУВД с заявлением о краже сотового телефона, к новации отнесся скептически: "Каждый должен заниматься своим делом: пожарные - тушением пожаров, а милиция – кражами".
Такого же мнения придерживается и начальник Управления МЧС по Свердловской области Василий Лахтюк: "Работать по-новому можно, но смысла я не вижу. Ничего хорошего это не даст, только усложнит работу силовых структур и внесет сумятицу"/"Труда"/