24.01.2006 Пожар во Владивостоке потряс страну не столько потому, что в огне погибли девять человек, а по причине "демонстрации" местными пожарными своего полного бессилия. Пожар в здании "ПромстройНИИпроект" слишком ярко осветил отношение чиновников к обычным гражданам - по чьей-то указке пожарные, проявляя героизм, спасали высокопоставленных чиновников, находившихся в здании и жизни которых ничто не угрожало, и даже не замечали, как из соседних окон, откуда вырывалось пламя, выбрасывались, не выдерживая адского пекла, задыхавшиеся от дыма девушки. Страна.Ru опубликовала видеозапись местного канала телевидения "Регион-25", на которой отчетливо видно, как по пожарной лестнице, кутаясь в полы роскошной шубы, разговаривая по мобильному, спускается начальница отделения "Сбербанка". А рядом с ней на рекламных растяжках висят женщины, на которых никто не обращает внимания. Накануне прокуратура произвела очередной арест - под стражу взят сотрудник государственного пожарного надзора Первореченского района Владивостока Сергей Лузган. Возможно, эта пленка заставит следствие искать и тех, кто разменял жизни девяти девушек на желание угодить влиятельным горожанам.
О пожарных, свидетелях и неравнодушной молодежи
"Я шел из тренажерного зала, когда увидел этот пожар, - рассказывает Стране.Ru студент 1 курса Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса Артем Кравцов. - На моих глазах выпрыгнула первая девушка. Я сразу же побежал к зданию. Ни пожарных, ни спасателей, никого еще не было, хотя огонь в окнах бушевал вовсю".
По словам молодого человека, очевидцы бедствия пришли к выводу, что пожар начался около 11.30. "А пожарные оказались на месте только через час. И то - ничего не делали, - возмущается Артем. - Милиция стояла, пожарные - все стояли и глазели. Когда я увидел, как женщина упала из окна, я забежал внутрь здания, там один милиционер был только. Я ему кричу: побежали на улицу, там женщина упала из окна, надо ее занести и вызвать "Скорую". Так он меня просто послал матом, и, сказав: "Это не мое дело", - ушел. Я бросил свои вещи к друзьям в магазин, где торговали дисками, и мы с ними побежали, залезли на козырек, куда упала женщина, взяли ее на руки, спустили и занесли в "Салон красоты". Ее потом смогли откачать и на носилках понесли в "скорую". А когда я вышел снова на улицу, на меня накинулись менты и давай бить меня. Но я вырвался. Прошло какое-то время - еще три девушки упали. Тут подъехала эта большая лестница, которая 50-метровая, народ водиле кричит - давай разворачивай машину, поезжай туда, там девчонки падают. С матом все это, конечно. А он говорит: "Не было приказа их спасать. Был приказ спасать начальство". Потом этот водила получил люлей хороших. Еще я видел джип какой-то, в салоне которого лежал то ли брезент, то ли батут. У него даже двери не закрывались, он так и ехал. Но почему-то так и не доехал, видимо, все же менты не пустили".
Как уже рассказывала Страна.Ru, выступая на форумах в Интернете, владивостокцы с возмущением рассказывали о бездействии пожарных, направивших всю свою энергию на спасение высокопоставленных служащих, в том числе и местного отделения "Сбербанка", жизни которых ничего не угрожало. Кроме того, горожане утверждали, что погибших гораздо больше. Приводились цифры - от 15 до 70 человек. Однако заявления такого рода делались в большинстве своем анонимно и постепенно пропали. Остается сделать вывод, что информация о десятках погибших не соответствует действительности.
Известно также, что некоторые из горожан намерены вывести расследование на федеральный уровень. Страна.Ru уже рассказывала об Анатолии Слепарчуке, который оставлял на веб-форумах сообщения о том, как спасатели отказывались принимать батуты, предоставленные сотрудниками соседнего Строительного института. Вскоре к молодому человеку, который написал заявление в прокуратуру, пришли сотрудники ДПС и пригласили его для беседы. От приглашения он отказался и теперь периодически оставляет информацию о себе на форумах Владивостока. Накануне в Сети появилось его сообщение следующего содержания: "Мое заявление уже в прокуратуре края. Если она не примет никаких действий, то я обращусь в Генпрокуратуру. Спасибо всем за поддержку, а особенно маме. Она знает, когда ее сын говорит правду. А я говорю только правду".
В поисках правды
23 января прокуратура отрапортовала, что число арестованных по делу о пожаре в здании "ПромстройНИИпроекта" во Владивостоке выросло до 4 человек. Четвертым арестованным стал начальник отдела государственного пожарного надзора Первореченского района Владивостока Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Приморскому краю подполковник внутренней службы Сергей Лузган. Ему прокуратурой Приморского края было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц).
При этом прокурор края Александр Аникин заявил, что расследование причин трагических событий 16 января 2006 года идет полным ходом, и не исключил, что круг обвиняемых в ближайшее время пополнится еще несколькими фамилиями. Напомним, что следствие рассматривает три основные версии возникновения пожара: умышленный поджог, неисправность электропроводки и неосторожное обращение с огнем.
По словам Александра Аникина, следствие намерено провести ситуационную экспертизу, в ходе которой будет установлена правильность действий всех лиц, участвовавших в тушении пожара. По словам Аникина, "окончательно сделать вывод о том, что стало причиной трагедии, можно будет только после получения результатов пожарно-технической экспертизы". Однако приморцы не верят в объективность местных правоохранительных органов и добиваются проведения открытого расследования. Эту их инициативу уже поддержал полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков, который взял дело о пожаре под личный контроль.
Напомним, что еще 18 января прокуратура края выдала санкцию на арест старшего инспектора отдела государственного пожарного надзора Первореченского района города Владивостока Алексея Лобанова. Ему было предъявлено обвинение в халатности, повлекшей за собой смерть людей. Кроме того, следствием было установлено, что представленный Лобановым акт проверки от 30 июля 2004 года, в котором перечислены якобы установленные им нарушения правил пожарной безопасности, сфальсифицирован - представители службы госпожнадзора не были в этом здании с 2001 года. Через 4 дня, 22 января прокуратура выдала санкцию на арест старшего инженера организационного сектора административно-хозяйственного отдела Управления Приморского отделения 8635 "Сбербанка России" Виктора Ханикова. И в тот же день, только немного ранее, была арестована управляющая Приморским отделением 8635 "Сбербанка России" Людмила Феофанова, которой предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 219 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Именно Феофанову горожане на многочисленных веб-сайтах называли одной из главных виновниц случившегося. Свидетели пожара утверждают, что видели, как глава отделения "Сбербанка", путаясь в полах норковой шубы, спускалась по пожарной лестнице, одновременно разговаривая с кем-то по мобильному телефону. А в этот же момент ее сотрудницы, не дождавшись помощи, выбрасывались из полыхающих окон с другой стороны здания.
Примечательно, что ее имя появилось в списках обвиняемых только после того, как во Владивосток прибыл полпред Камиль Исхаков (до этого в деле фигурировал только сотрудник пожнадзора Лобанов). Выступая 21 января перед журналистами, Исхаков заявил, что главной причиной трагедии стало несоблюдение правил противопожарной безопасности. "Каждое ведомство сейчас защищает себя, - сказал полпред. - Теперь с большим трудом придется "выковыривать" правду". Однако, как подчеркнул Исхаков, в случившейся трагедии "виноваты и руководители, и чиновники". "Здание принадлежало 22 владельцам, что негативно сказалось на обеспечении должной пожарной безопасности", - заявил он. И спустя несколько часов после заявления полпреда прокуратура края предъявила обвинение главе отделения "Сбербанка" Феофановой, чьи сотрудницы погибли во время пожара.
По словам старшего помощника прокурора края Ирины Номоконовой, в ходе расследования уголовного дела по факту пожара в здании "ПромстройНИИпроекта" было установлено, что "Феофанова как руководитель организации, вопреки требованиям закона "О пожарной безопасности" и "Правил пожарной безопасности в РФ", не создала в помещениях, занимаемых банком, систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение пожара и спасение людей". И хотя все нарушения - отсутствие системы пожарной сигнализации, планов эвакуации, организация архива в неположенном месте - были выявлены пожарным надзором еще в 2001 году, устранены они не были.
Правда, сразу же после пожара был "состряпан" некий акт (датирован 30 июля 2004 года), в котором представители Госпожарнадзора якобы еще раз указывали на необходимость устранения нарушений правил противопожарной безопасности. А ведь именно из-за отсутствия сигнализации информация о пожаре поступила на пульт "01" с таким опозданием. Ведь первые машины огнеборцев появились перед зданием только в первом часу дня, тогда как журналисты местной телекомпании "Регион-25" оказались на месте и запечатлели страшные кадры падения сотрудниц "Сбербанка" из окон еще в начале 12-го часа. Все это время охранники банка пытались самостоятельно потушить пламя, но скорость, с которой огонь распространялся по коридорам, поглощая легковоспламеняющийся отделочный пластик и синтетическое покрытие пола, делал их силы неравными. По мнению майора службы пожаротушения Владимира Павлова, входившего в оперативный штаб по борьбе с огнем, столь быстрому распространению пожара способствовало то, что "кабинеты буквально напичканы оргтехникой, компьютерами, бумаг много". В итоге, время, которое было потрачено на самостоятельную борьбу с огнем, не дало возможности работницам кредитного отдела осознать всю опасность происходившего, а когда люди поняли, что ситуация гораздо серьезнее, чем могло показаться на первый взгляд, было уже поздно. В офисе, отделанном пластиком и синтетикой, едкий дым не позволял женщинам дышать, и они в панике, уже с помутненным сознанием из-за отравления продуктами горения выбрасывались из окон (пострадавшие, доставленные в больницы, получили серьезное отравление именно в результате горения синтетических материалов).
На публикуемой Страной.Ru записи отчетливо видно, как женщины с дикими криками: "Не хочу!", - на глазах сотен горожан и безучастных пожарных выпрыгивали из окон, падая с глухим звуком на бетон. Две девушки из объятого пламенем и черным, едким от синтетики дымом, буквально вылетели из окна. Их коллега долго не решалась выбрать между мучениями и быстрой смертью, постепенно сползая из окна, она повисла на руках и, наконец, сорвалась вниз.
Вопросы для следователя
Сегодня следствию придется ответить на вопросы, которые ставят перед ним жители Владивостока. И не только почему многочисленные нарушения противопожарной безопасности были проигнорированы, а инспекторы не обращали на это внимания, но и почему сами пожарные буквально не замечали молящих о помощи девушек? Почему не были использованы для спасения женщин, висящих на карнизах окон, кондиционерах и рекламных щитах, батуты, брезентовые тенты и иные способы? Почему рядовые граждане догадались набросать на козырек здания, куда падали молодые женщины, пустые коробки, чтобы хоть как-то смягчить падение, а пожарные службы только молча наблюдали за страшной картиной самоубийств?
Поначалу пожарные пытались оправдаться тем, что натянутый для спасения брезент мог бы стать для падающих с большой высоты тем же самым бетоном, но позднее, поняв, что подобные рассуждения сродни признанию в непрофессионализме (тент следовало просто держать под наклоном, а не прямо перпендикулярно падению человека), последовали заявления о том, что на вооружении пожарных нет ни самих этих тентов, ни батутов, ни подушек, смягчающих падение.
Наконец, кто отдал приказ спасать руководителей банка, чьей жизни ничто не угрожало? Возможно, только вмешательство федеральных властей позволит ответить на все эти вопросы. Однако пока глава МЧС Сергей Шойгу, накануне дававший интервью телекомпании НТВ, только посетовал, что пожарные команды Владивостока не оснащены необходимым для спасения людей оборудованием. А в понедельник утром во время селекторного совещания министр строго, но по-отечески выговаривал своим подчиненным. "К вам и начальнику Главного управления по Приморскому краю у меня есть довольно серьезные претензии именно по этому случаю, - сказал Шойгу, обращаясь к начальнику Дальневосточного регионального центра Виктору Капканщикову. - Кто виноват, тот должен отвечать, - заявил глава МЧС. - Но и вы - руководители регионального центра - должны проявить принципиальность". В чем именно должна заключаться принципиальность его подчиненных, Шойгу не пояснил. То ли они должны покончить с собой, как это сделал китайский чиновник, допустивший проникновение в Амур ядовитых веществ, то ли - найти побольше виноватых, чтобы показать населению, что руководство организации, допустившей гибель 9 человек, принимает меры для наказания виновных.
Что касается руководства приморского "Сбербанка", то оно не сделало ничего, чтобы оказать хоть какую-то помощь своим сотрудникам, пережившим этот кошмар. На одном из веб-форумов появилось анонимное сообщение сотрудницы этого отделения, которая рассказала, что на следующий день после пожара всех, кто не пострадал, обязали выйти на работу, распределив по городским филиалам банка. В день похорон, когда девушки хотели проститься с погибшими, им было поставлено непременное условие - "на церемонию прощания разрешили пойти, но только в своё обеденное время, и сказали всем вернуться на места сразу после обеда и без опозданий. Во-вторых, сказали, что те, кто пойдёт на поминки, обязаны записаться в список заранее и внести по 300 рублей за питье и еду"./strana.ru/