11.12.2005 "Когда произошел взрыв, я спал и мне снился страшный сон. Было ощущение, что наступил конец света", — рассказал Би-би-си Сэм Мэннон, живущий в британском городе Хемел-Хемпстед. Случилось это в 6.03 утра по Гринвичу. Спустя минут двадцать один за другим прогремели еще два взрыва.
С самого утра в воскресенье мы обрывали телефоны экстренных ведомств Великобритании, пытаясь получить хоть какие-то подробности произошедшего, но все тщетно: пожарным и полиции было не до журналистов. Масштаб происшедшего мы смогли оценить, случайно набрав номер одного из отелей в центре города:
— Взрыв был такой силы, что в комнатах выбило окна, здание получило ряд повреждений, — сказал в интервью "МК" представитель отеля "Рамада", расположенного в Хемел-Хемпстеде, Саймон Фарр. — Мы эвакуировали всех 187 гостей, однако двое получили порезы стеклом. Не могу сказать, что мы находимся близко от нефтехранилищ — просто взрывная волна была огромной силы. Сейчас я могу видеть из окна лишь столб черного дыма…
Местом действия воскресной драмы в Англии стал нефтяной терминал "Бансфилд", расположенный поблизости от Хемел-Хемпстеда. Считать этот город, расположенный в графстве Хертфордшир, пригородом британской столицы, как это прозвучало в некоторых сообщениях, можно лишь с определенной натяжкой. Как-никак Хемел-Хемпстед удален от Лондона на несколько десятков миль к северу. Тем не менее взрыв был такой мощный, что его почувствовали не только во всей округе, но даже и в Лондоне.
— Раздался громкий хлопок, и наш дом затрясся, — свидетельства такого рода приводят многие жители Хемел-Хемпстеда. Один из них рассказал журналистам: "Я живу примерно в 5 км от места взрыва, но и оттуда я видел языки пламени, поднимавшиеся до неба".
Сколько человек стало жертвами взрывов и возникшего пожара — пока неизвестно. Одна из телекомпаний сообщила о 8 погибших и множестве раненых. Известно, что в момент происшествия на нефтехранилище находились люди.
Справка "МК". Хертфордское нефтехранилище (или терминал "Бансфилд") — один из крупнейших центров сети нефтепроводов Соединенного Королевства. Через него, в частности, проходят трубопроводы к аэропортам Хитроу и Гэтвик. Терминалом управляет нефтяная компания Total. Нефтехранилище также частично принадлежит компании Texaco.
Сразу после взрывов одна за одной появились противоречивые версии происшедшего. Был ли это очередной теракт исламистов-радикалов — наподобие тех, что были устроены в британской столице в июле? Или просто несчастный случай на производстве? Кое-кто выдвинул даже такую версию: причиной взрывов стало... землетрясение. Некоторые жители, ставшие свидетелями ЧП, утверждают, что на нефтехранилище упал самолет. Дело в том, что неподалеку от места взрыва расположен аэропорт Лутон (кстати, его в том числе обслуживало то самое нефтехранилище “Бансфилд”, имеющее стратегическое значение). И кто-то из местных слышал, как незадолго до взрыва на низкой высоте пролетел самолет, кто-то вроде бы увидел, как самолет падал на хранилище. Однако полиция графства Хертфордшир усматривает в инциденте исключительно несчастный случай, а администрация Лутонского аэропорта утверждает, что все их самолеты в целости и сохранности.
Можно ли полностью исключать версию теракта? Несмотря на полицейские операции по обезвреживанию исламистского подполья после летней волны терактов, угроза диверсий не улетучилась. Месяц назад СМИ сообщили, что в распоряжение спецслужб попала видеозапись "Аль-Каиды", в которой королева Елизавета II называется "одним из злейших врагов ислама". О том, что нельзя исключать возможность терактов на общественном транспорте в Британии, говорил недавно министр транспорта Алистер Дарлинг.
А в начале этого месяца голландское издание De Telegraaf сообщило, что "Аль-Каида" дала указание своим сторонникам организовать террористические акты в ряде западных стран (в том числе и в Британии). Так что если даже события на нефтехранилище под Лондоном не связаны с действиями экстремистов, террористическую угрозу нельзя сбрасывать со счетов.
КАК ВЗРЫВАЕТСЯ НЕФТЬ
Руководитель НТЦ "Взрывоустойчивость" и службы взрывобезопасности Москвы Адольф МИШУЕВ:
— Характер взрыва на нефтеперерабатывающих заводах совсем другой, чем при взрыве тротила. В отличие от последнего здесь происходит взрыв паровоздушных смесей, который сопровождается плавным выделением большого количества энергии. В итоге взрыв одного килограмма паров горячей жидкости (бензина) или любого газа (в том числе метана, бутана) в закрытом помещении равен восьми—десяти килограммам тротила! Вот вам пример: если метан заполнит 9% объема обычной кухни, появится чудовищное давление в 8—10 атмосфер. А стены выдерживают только 0,2 атмосферы. При этом современный стеклопакет выдерживает такой же удар. И если он установлен в квартире, взрывная волна вместо того, чтобы уйти в разбитое окно, разрушит стены.
Если подобное случится в цехе нефтеперерабатывающего завода, масштабы разрушения даже страшно представить. Именно поэтому мы по заказу Московского комитета по науке и технологии и МЧС разработали методики, которые позволяют подобного избежать. Речь идет в том числе и о новых специальных "взрывобезопасных" окнах — стоит подняться давлению в помещении до недопустимых пределов, они будут открываться сами. Новые окна уже установлены в большинстве цехов нефтеперерабатывающего завода в Капотне, на предприятии Мосгаз, в некоторых котельных. На заводе в Капотне сейчас внедряются также новейшие системы безопасности не только от аварий, но и от террористов. Благодаря им последствия любой катастрофы будут сведены к минимуму.
ЧТО ГРОЗИТ МОСКВЕ
Что может быть в случае взрыва на Московском нефтеперерабатывающем заводе?
Как рассказали "МК" В МЧС РФ, завод в Капотне для спасателей — объект наиболее пристального внимания. Пожар, который может там произойти в результате какого-либо ЧП, опасен прежде всего для жителей близлежащих районов, однако, считают в МЧС, причин для волнений нет. На заводе не раз проводились учения по ликвидации последствий нештатных ситуаций. Главное — оперативно перекрыть подачу топлива. Серьезное происшествие на нефтеперерабатывающем заводе случилось в августе 2000 года. Произошел крупный пожар, которому присвоили самую высокую, пятую категорию сложности. Загорелись три цистерны с соляркой и две с мазутом. Площадь возгорания составила 400 кв. м. Жертв и пострадавших не было. Еще одно ЧП произошло в январе 2002 года — пожар вспыхнул на одной из установок. Ему также был присвоен пятый номер. Тогда пострадали 4 человека — работники завода./Московский Комсомолец/