22.09.2005 Вчера в Волгограде комиссия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Южном федеральном округе проанализировала состояние системы защиты регионов от аварий, связанных с розливом нефти и нефтепродуктов. В ходе дискуссии специалисты пришли к неутешительному выводу — эффективной защиты от аварийных розливов нефти сегодня не существует. Для решения проблемы планируется создать единую систему предупреждения и борьбы с последствиями.
По информации Южного регионального центра МЧС России, количество розливов нефти на территории ЮФО непрерывно растет. В прошлом году таких случаев было 12, в нынешнем розливов, имеющих статус чрезвычайных ситуаций, зафиксировано уже 15. Общее же количество аварий (включая более мелкие) исчисляется тысячами. Рост нештатных ситуаций спасатели связывают с увеличением объемов добычи и перевалки нефти. Как сообщил замначальника Южного межрегионального центра МЧС (ЮМЦ) Игорь Евстафьев, по прогнозам, к 2010 году объем добычи нефти в Казахстане вырастет в два раза, в Азербайджане — в пять раз, в России — примерно на 50%. При этом, по информации полковника Евстафьева, уже сейчас в ЮФО работают более 4,5 тыс. предприятий с общим ежедневным оборотом нефти и нефтепродуктов в 6 млн т.
"Наболевших вопросов много, — отметил открывая заседание губернатор Волгоградской области Николай Максюта, — мы всегда на Америку равнялись, а посмотрите, что там получилось — я не хотел бы, чтобы это было у нас". Как выяснилось в ходе заседания, напоминание господина Максюты о событиях в Новом Орлеане оказалось несколько некорректным.
"Налицо явное несоответствие количества специальных подразделений, занимающихся ликвидацией розливов нефти потенциальной опасности", — отметил Игорь Евстафьев. По его словам, 90 профильных и нештатных формирований, созданных на территории ЮФО, составляют всего 2% от потребности округа в таких отрядах. По его информации, учения, проведенные теруправлениями МЧС совместно со спецподразделениями нефтяных компаний, показали, что их оснащение "в большинстве случаев не позволяет справиться в нормативные сроки с локализаций ЧС" (четыре часа на воде, шесть часов на суше). "Спецформирования готовы бороться только с ЧС локального масштаба (минимальной сложности, предусматривающей розливы нефти до 100 т. — "Ъ")", — заявил замначальника ЮМЦ.
Единственным, относительно благополучным субъектом ЮФО с точки зрения готовности к ликвидации ЧС, связанных с розливами нефти, был назван Краснодарский край. А в качестве также единственного положительного примера взаимодействия спасателей и бизнесменов — сотрудничество с ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум" (КТК). В его рамках создана совместная система мониторинга, налажено обучение нештатных формирований, и регулярно проводятся учения. Правда, в итоге досталось и КТК. На предложение представителей консорциума помочь в переговорах c международной организацией по ликвидации розливов нефти OSRL, способной оперативно доставить необходимое оборудование к месту аварий, достаточно бурно отреагировал замдиректора департамента территориальной политики МЧС Хамзат Беков. "Мы стараемся сконцентрировать серьезные силы и средства на федеральном уровне, — заявил господин Беков, — и обращаться к зарубежным партнерам просто непристойно".
"Вопрос о нефтеразливах сам собой не появился — опыт работы показал несостоятельность, — подвел итог заседания начальник Южного регионального центра Сергей Кудинов, — образовался правовой беспредел, когда большинство собственников не несут никакой ответственности за обеспечение безопасности".
Перечень мер, по мнению спасателей ЮФО, необходимых для решения проблемы, достаточно внушителен. Основное — планируется организовать единую эффективную систему предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с розливом нефтепродуктов. Правда, в какие сроки она будет создана и во что обойдется, оглашено не было. Впечатление от почти катастрофической картины, нарисованной участниками заседания, несколько сгладили лишь прошедшие после него тактико-специальные учения. Розлив и возгорание нефти, ставшее следствием условного столкновения танкера с опорой строящегося моста через Волгу, волгоградские спасатели, применив спецплавсредства и подключив десант, ликвидировали в течение часа./kommersant.ru/