Экономика, управление, кадры
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БИЗНЕСА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ (РАБОТ), УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ.
2003 год, научно-технический журнал "Пожаровзрывобезопасность" № 3
А.Я. Базилевич.
ООО "Научно-производственная фирма "Р-СКИФ".
С учетом современного Федерального законодательства [1,4,5,6] и с принятой Концепцией [3], важной особенностью объективного характера, определяющего фактор рыночной деятельности на рынке товаров, работ и услуг в области пожарной безопасности является:
Изменение конституционных основ устройства общества (наличие разных форма собственности);
Изменение характера отношений между субъектами деятельности (осуществление перехода государства от императивных отношений к конвенциональным);
Разграничение между органами власти различных уровней полномочий по вопросам пожарной безопасности и бюджетной политики в этой сфере проводимой административной реформы;
Сохранение прав юридических и физических лиц по свободному распоряжению принадлежащим им имуществом для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством деятельности;
Реализация прав собственника рисковать своим имуществом при безусловном выполнении противопожарных мероприятий, направленных на безопасность людей в условиях пожара и устранения угрозы пожара и его опасных факторов третьим лицам;
Высокая динамика информационных процессов (концептуализация нормативной информации) и замена нормативных документов в области пожарной безопасности не отвечающих современных требованиям;
Внедрение системы гибкого объектно-ориентированного подхода в нормировании для оптимизации требований пожарной безопасности с учетом индивидуального и социального рисков;
Применение пассивных и активных систем противопожарной защиты, способных без вмешательства человека ограничить распространение пожара, снизить до приемлемого уровня воздействие его опасных факторов и ликвидировать горение;
Совершенствование технического регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности (разработка и принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования и направленных исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений);
Изменение условий уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности (ответственность за причинение вреда жизни и здоровью людей и чужому имуществу);
Создание правовых основ обязательной страховой защиты.
В связи с сокращением лицензируемых видов деятельности и отменой ст.37 [6], позиции Государственной противопожарной службы при осуществлении контроля над деятельностью организаций, оказывающих услуги в области пожарной безопасности ослабевают, что сказывается на качестве предлагаемых работ и услуг. Данная зависимость особенно проявляется при строительстве новых объектов, когда заказчик, прежде чем подписать с исполнителем контракт на выполнение работ в области обеспечения пожарной безопасности, занимается серьезной проработкой всех вопросов комплексной противопожарной защиты, начиная с проектно-изыскательских работ и до сдачи объекта в эксплуатацию. На решение таких задач способны организации, имеющие большой потенциал и сильный квалификационный состав исполнителей. Поэтому, проходя через подобный отбор, шансы получить наиболее выгодный контракт имеет та организация, которая предлагает наиболее конкурентно-способный товар - весь спектр услуг в комплексе. В настоящее время лишь такие фирмы могут динамично развиваться и конкурировать на рынке товаров, работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности. Угроза потерять ведущие позиции в условиях конкуренции обязательно приведет к стратегическому и оперативному планированию бизнеса по продвижению товаров, работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности.
Ключевым фактором в вопросе оказания качественных работ и услуг в области пожарной безопасности на сегодняшний день является поиск приемлемого для государства и общества уровня затрат финансовых и материальных ресурсов, на которые граждане и государство согласны пойти, внедряя в зданиях и сооружениях, в том числе и в жилом секторе, различные системы и средства противопожарной защиты.
Чтобы достоверно оценить спрос на деятельность (работу, услугу) в области пожарной безопасности необходимо произвести социологический опрос. Он является одним из основных методов получения первичной социологической информации. Опрос в контексте рассматриваемой методики представляется как письменное обращение исследователей к представителям определенных социальных групп с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов.
В соответствии с результатами анализа состояния и развития маркетинга при производстве продукции, работ и услуг в области пожарной безопасности на территории г. Москвы в соответствии с лицензируемыми видами деятельности, произведен опрос, который позволил провести регистрацию (фиксацию) единичных сведений по каждой из заложенных в инструментарий переменных, их агрегирование с помощью специализированных или универсальных компьютерных средств, и дал возможность выявить их содержательный смысл с помощью теоретической интерпретации.
Перечень переменных, которые закладываются в методический инструментарий, формируется как результат структурной, факторной, теоретической и эмпирической интерпретации содержательных характеристик маркетинговой деятельности.
В ходе изучения документов с целью повышения достоверности, надежности и устойчивости получаемой эмпирической информации о состоянии и сущностных характеристиках маркетинговой деятельности анализу и изучению подвергались:
официальные документы;
документы обзорного характера;
документы государственных архивов;
информация, циркулирующая в самой маркетинговой сфере (периодические издания, рекламная продукция, внутренняя статистическая информация и т.п.);
отчеты и обзоры различных комиссий;
отчеты по материалам близким к теме исследования;
научная литература.
В рамках исследований был проведен массовый опрос руководителей 50-ти фирм, имеющих юридический адрес в г. Москве (занимающихся практически всем спектром работ и услуг в области обеспечения пожарной безопасности и специализирующихся на 3-х и более видах деятельности из всех представленных в табл.1) с целью комплексной оценки социально-экономических аспектов развития маркетинга оказания деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности. Респондентам были заданы вопросы о необходимости проведения следующих видов маркетинговых услуг:
анализа рынка;
анализа товаров и услуг;
анализа ценовой политики;
анализа каналов реализации;
методов стимулирования;
разработки рыночно-ориентированного плана;
организации маркетинговых служб.
Время проведения: июнь - сентябрь 2002 г.
Объем выборочной совокупности - 276 респондентов.
Использовалась 2-х ступенчатая случайная выборка. На первой ступени с помощью случайного механического отбора было отобрано 50 фирм пожарно-технического профиля в г. Москве по данным реестра выданных лицензий.
На второй ступени применялась доступная случайная выборка на основе принципа большого массива.
Целью второго этапа являлась конкретизация проблем маркетинга на примере деятельности в области пожарной безопасности. Он реализовывался как экспертный опрос руководителей 10 фирм с целью конкретизации проблем маркетинга пожарно-технической сферы.
Время проведения: январь - март 2003 г.
Объем экспертной группы 46 респондентов.
В результате данных опросов было выявлено (табл.1), что наибольшим спросом пользуются следующие маркетинговые услуги (исследование проведено с использованием данных реестров отдела лицензирования и сертификации ГУ ГПС МЧС России и обработки результатов социологических опросов, проводимых персоналом "Научно-производственной фирмы "Р-СКИФ").