02.08.2018 Редакция vgudok.com первой рассказала о ЧП с возгоранием внутри вагона поезда № 13 «Саратов – Адлер» формирования АО «ФПК» в своём Telegram-канале. Причиной инцидента стал роутер, установленный в потолочном пространстве. Прибор «коротнул», автоматический огнетушитель сработал, а вот сигнализация нет. Проводники сначала пропали, а потом оказались беспомощными. К счастью, вагон стоял. Случись возгорание на ходу, всё закончилось бы трагедией. Кто и как устанавливал оборудование и принимал его в работу — вопрос к топам ФПК. Туда же отправляется вопрос с действиями проводников. Ну а мы восстановили картину происшествия и нашли официальные документы.
Итак, дано: вагон постройки Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). Оборудован генератором, приводимым в действие от вращения колёсных пар, и аккумуляторной батареей, использующейся на стоянке. Батарея включается из служебного купе проводников. Имеется система пожаротушения и пожарная сигнализация. Как сообщает и.о. первого заместителя генерального директора ФПК Алексей Жигунов в своём оперативном приказе, задымление выявлено во время графиковой стоянки по станции Сальск в потолочном пространстве служебного купе.
Сложившиеся условия для выявления источника дыма идеальные: бежать никуда не надо (дымит над головой), генератор во время стоянки не работает, и если выключить аккумуляторную батарею, то вагон будет полностью обесточен. С этого пункта начинаются все инструкции по ликвидации возгораний на электроустановках.
Дальше — ещё проще. Поочерёдно открывая крышки потолочного пространства, из-под которых идёт дым, выявляем его источник. Вагон обесточен, пользоваться можно любым огнетушителем, как углекислотным, так и порошковым, на результат в нашем случае это не повлияет. Доступ кислорода к горящему объекту будет прекращён, у огня (или источника дыма) не останется иного выхода, как погаснуть.
Здесь добавим немного ужаса: пассажирам, намеревавшимся погреться на солнышке, несказанно повезло. Задымление (и возгорание) произошло на стоянке. На скорости пассажирский вагон выгорает за несколько минут, а эвакуироваться в соседние вагоны — дело небыстрое. Стоп-кран только усугубит ситуацию: остановится вагон на мосту или над крутым откосом — вот и вся эвакуация, да и спецтехника подъехать не сможет. Если очаг возгорания не будет ликвидирован средствами первичного пожаротушения и перерастёт в полноценный пожар, то сгорит не одно купе, а весь состав.
Для локализации последствий был поднят пожарный поезд станции Сальск, пожарный расчёт МЧС станции Сальск.
Окажись те же пассажиры в том же вагоне с теми же проводниками и при тех же условиях во время движения — наш материал был бы совсем в другой тональности.
Из оперативного приказа всё того же и.о. ФПКЗ-1 Алексея Жигунова узнаём, что самосрабатывающий огнетушитель сработал, а система пожарной сигнализации – нет, а «для локализации последствий был поднят пожарный поезд станции Сальск, пожарный расчёт МЧС станции Сальск». Раз уж не смогли потушить вагон своими силами, на помощь пришли профессионалы.
Однако о причине возгорания мы пока не увидели ни слова. Источник в ФПК сообщает: возгорание произошло не на штатном оборудовании вагона, а… в Wi-Fi роутере, установленном аккурат в потолочном пространстве (инсайд: там пыль толщиной в палец, которая загорается от искры). Проверяем. Открываем оперативный приказ заместителя генерального директора ФПК Константина Торубарова, читаем:
«Для подготовки материала к селекторному совещанию, анализа выполнения работ подрядными организациями в части обеспечения работоспособности ИТ-инфраструктуры поезда включая подключение к интернету […], обязываю:
1. приостановить использование ПАК ИМ на составах фирменных поездов, не участвующих в перевозке болельщиков ЧМ-2018 до внесения изменения в КД (болельщиков, получается, подвергать опасности было можно? – Прим. ред.);
[…] 5. Предоставить анализ работоспособности оборудования, качества проведения работ и выделяемого контингента АО «КТТК» в текстовом виде […].
Некое АО «КТТК» поставило и (или) установило то самое оборудование для подключения к интернету, которое и дало ЧП в виде задымления и возгорания!
Что ж, интернет — дело хорошее, особенно в пути. Между тем, для установки на подвижной состав допоборудования, не предусмотренного конструкцией, необходимо пройти столько согласований и утверждений, что в конце концов и оборудование ставить расхочется. Окончательную документацию должно разработать Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства (ПКБ ЦВ). Были ли соблюдены все необходимые процедуры? Разработаны ли чертежи установки и схемы подключения тех самых роутеров? Согласовал ли производитель (ТВЗ) размещение оборудования, работающего с нагревом, в неохлаждаемом потолочном пространстве?
Сэкономили, как всегда? Или всё сделали, как надо? В этом случае другой вопрос: как же так согласовали-утвердили-установили, если всё же загорелось?
Вопросы далеко не праздные. Ещё раз: представьте, что всё это произошло бы на ходу…
https://vgudok.com/lenta/dyma-bez-ognya-ne-byvaet-plamennyy-router-neprikayannye-ognetushiteli-i-oficialnye-dokumenty