26.07.2018
Владимир Пучков в новом формате: Я внимательно слушаю людей
26 июля, PrimaMedia. Об интервью с Владимиром Пучковым договорились на открытии избирательного штаба кандидата Андрея Тарасенко. Бывший министр этот штаб и возглавил. Дату назначили спустя несколько дней. До этого начштаба ездил по краю, проводил встречи. Беседа состоялась поздно вечером, сразу по возвращению из Уссурийска. Для него это место знаковое: несколько лет назад город накрыло большой водой, выручать пришлось не только людей, но и беззащитных животных в местном зоопарке. Вот и в этот раз прозвучало штормовое предупреждение от синоптиков. Владимир Андреевич во время разговора, выглянув в окно, заверил, что "нет, дождя не будет".
– Владимир Андреевич, вы сейчас уже фигура политической арены Приморского края. Врио губернатора представил вас приморской общественности как кандидата в сенаторы. Как это предложение поступило и почему вы его приняли?
– Мы созвонились с губернатором, встретились, я, ни секунды не раздумывая, согласился представлять Приморский край в Совете Федерации. Для меня это большая честь, колоссальная ответственность. Я готов приложить свои знания и опыт для улучшения качества жизни людей в Приморском крае.
– А почему именно Приморье? Предвыборных регионов, где сейчас идут кампании и возможна смена сенаторов, хватает?
– С Приморьем у меня связано очень многое. Я начинал свою службу на Дальнем Востоке: в Амурской области и на Сахалине. И уже тогда, в советское время, бывал в Приморском крае в длительных командировках. У меня остались самые тёплые воспоминания. С 2000 года возглавлял оперативную группу МЧС России, которая принимала деятельное участие в восстановлении системы теплоэнергоснабжения края и обеспечения теплом жилых домов, школ, больниц, домов престарелых и других объектов. На всех объектах энергетики мы детально проработали и разрулили все узкие места. Во Владивостоке, в Хасанском районе (Зарубино и Славянке), Артеме, Арсеньеве и в других городах Приморского края.
– Это же когда был энергетический кризис и край оказался на грани замерзания?
– Да. Это была очень знаковая работа. Многие должностные лица, ответственные за ЖКХ, в 2000 году просто прошляпили подготовку к отопительному сезону: с одной стороны, не подготовили инфраструктуру. А с другой – запасов топлива не было, и не были решены организационные вопросы. Мы, приехав в середине зимы, буквально за руку водили всех глав муниципальных образований, составляли баланс топлива, потребления теплоэнергии и шаг за шагом возвращали к жизни в зимний период системы жизнеобеспечения людей. За месяц с небольшим стабилизировали ситуацию и урегулировали практически все вопросы.
В последующие годы, практически на постоянной основе, я неоднократно организовывал на территории Приморья проведение предупредительных и профилактических мероприятий в сфере природно-техногенной и пожарной безопасности, а также ликвидации последствий ударов стихии, чрезвычайных ситуаций и пожаров. Здесь мы реализовали самые современные подходы к уменьшению опасности бедствий и ликвидации потерь от весенних паводков, тайфунов, природных пожаров и других бедствий. Организовывали оказание материальной помощи пострадавшим, выплаты компенсаций за утрату имущества, организацию работы пунктов временного содержания из резервов Правительства РФ. Восстановление жилья, социальной инфраструктуры, налаживание устойчивого электроснабжения, связи, транспортного сообщения и множество других проблемных вопросов. При этом постоянно работали в тесном взаимодействии с руководителями на местах и задействовали потенциал приморских общественных организаций и граждан.
— А что удалось реализовывать в Приморье по предупреждению и ликвидации ЧС?
— Во-первых, в регионе создана и постоянно развивается современная структура органов управления пожарно-спасательных и других подразделений. Внедряются современные подходы по уменьшению потерь от бедствий. Пять лет назад я открыл на острове Русском Дальневосточную пожарно-спасательную академию МЧС России. 21 июля состоялся первый выпуск. Ежегодно, как бы ни было трудно, я всегда 1-2 сентября прилетал в академию. За это время мы проделали очень большую работу по усилению всего гарнизона. Я знаю всех курсантов и их родителей лично. Сегодня мальчишки и девчонки получили лейтенантские погоны и назначения в Приморье и по всему Дальнему Востоку. Укрепляем кадровый потенциал и создаём перспективы. Молодёжь остаётся в Приморье – это же здорово!
– Как раз в сентябре тайфуны обычно и приходят.
– Это точно.
Прилетаю на принятие присяги, выхожу из самолета, заставляю местных руководителей, которые были в костюмах, галстуках и готовились ехать на парадное мероприятие, переодеться, надеть резиновые сапоги, экипировку. Сели в вертолёт и полетели оказывать помощь людям и проводить спасательные работы. Приморье – это особый и очень перспективный регион страны. При работе в зоне бедствий это становится особенно очевидным.
Поэтому, ни секунды не размышляя, я принял предложение Андрея Владимировича Тарасенко представлять Приморский края в Совете Федерации.
– С поста министра вы переходите в Совет Федерации. Что для вас значит это перемещение?
– Это совершенно другая деятельность. Я проработал в должности министра в составе Правительства Российской Федерации длительный цикл – шесть лет. Были очень серьёзные задачи в этот период, и мы старались в сложнейших условиях выполнять их на высоком уровне.
В целом показатели нашей профессиональной деятельности очень высокие, хотя, как и в любой сложной системе, есть узкие места и нерешённые проблемы. Но это точки опоры и приоритеты для дальнейшего развития и наращивания потенциала службы спасения в стране.
Да, работа в Совете Федерации другая, но цель одна и та же – служение великой России, оказание реальной помощи приморцам, которые нуждаются в поддержке. Это не только создание федеральной законодательной базы, но и энергичная адресная работа по оказанию помощи в создании необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы Приморского края, каждого муниципального образования, где есть свои особенности.
Интервью с Владимиром Пучковым. Фото: Илья Табаченко. ИА PrimaMedia
Главное, нужны не только хорошие законы, но и необходимы эффективные механизмы их реализации на местах. Нужен такой результат, чтобы каждый житель Приморья ежедневно чувствовал улучшение своей жизни, чтобы росла зарплата, развивалась медицина, образование, социальная сфера, ЖКХ радовало своей эффективной и качественной работой, а не ростом тарифов на свои услуги. Чтобы цены в магазинах соответствовали уровню зарплаты. Чтобы молодёжь видела перспективы, появлялись новые рабочие места. Чтобы люди пенсионного возраста были социально защищены. Это и пенсии, и медицина, и социальная поддержка, и адресное сопровождение каждого пожилого человека. Механизм реализации – это тоже моя сфера деятельности и ответственности в ближайшей перспективе.
– А доверят?
– Мы с представителями штаба над этим работаем каждый день. За эти дни у меня состоялись встречи с общественниками и лидерами мнения в пяти районах Владивостока – Фрунзенском, Советском, Первомайском, Ленинском и Первореченском. Энергично отработали в Уссурийске, в Хасанском, Пожарском, Дальнереченском, Красноармейском, Лесозаводском и на других территориях края. Красивейшая природа, реки, сопки и удивительные просторы на сотни километров. Везде мы отмечали высокую организованность и самоотдачу людей, которые работая в сложных условиях, настроены очень позитивно.
Для нас важно выслушать различные предложения и замечания, пусть и достаточно прямолинейные и жёсткие. Мы всё фиксируем и активно подключаем инициативных граждан, общественные организации и руководителей всех уровней к участию в подготовке предложений по развитию всех сфер Приморского края. Голос каждого должен быть услышан и учтен при подготовке планов развития территорий. Стратегия развития края подготовлена, программы реализуются. И очень важно, чтобы при этом учитывалось мнение каждого жителя Приморья, общественных организаций, объединений и граждан и обеспечивался их контроль за качеством выполнения программ. Простой пример. Вложили деньги в ремонт дома, но крышу сделали наперекосяк и рухнули две плиты. Разве так должно быть? К сожалению, таких примеров головотяпства достаточно. Поэтому нужен соответствующий общественный контроль, персональная ответственность руководителей, а реакция ответственных должностных лиц должна быть незамедлительной.
– О чём люди спрашивают?
– Задают самые простые, но насущные вопросы. Я на днях поздно вечером посетил один из продовольственных магазинов, пообщался с покупателями. Что мне понравилось, так это открытость жителей Приморья, доброжелательность. Стою возле полки – без очков не могу разобрать, присматриваюсь, что написано. Подходят и спрашивают, нужна ли помощь. И это относится не только к бытовым вопросам. Способность преодолеть трудности, помочь слабому, проявить мужество, самоотверженность, твёрдость – важно, что эти качества приморцы демонстрируют лучшим образом и в трудных ситуациях и в повседневной жизни.
– А на местные цены обратили внимание?
– Цены на некоторые продукты и товары действительно высокие. И это тоже одна из тем, которой мы должны заниматься, развивая малое и среднее предпринимательство, конкурентную среду и всё, что связано с созданием рабочих мест, достойной зарплатой… Перспективы у Приморского края просто колоссальные.
– Приморье – регион с высокой концентрацией автомобилей, не могу не спросить, а сами водите?
– Да, я заядлый автолюбитель. Но во Владивостоке не рискнул бы сесть за руль. Для этого нужно иметь особый водительский опыт. Я ездил на отечественных автомобилях. Был период, когда у меня была праворульная, но потом снова пересел на отечественную. Точнее, это была машина, которая собирается в России, но комплектующие приходят из-за рубежа.
– Во Владивостоке есть производство автомобилей. Собирают здесь, а детали из Японии – качество не подводит.
– Сегодня современная экономика требует принятия таких решений. Это один из элементов импортозамещения, создания новых рабочих мест, применения современных технологий и опять же высокое качество подготовки специалистов, которые работают на этих предприятиях. На территории Приморья нужно развивать такие совместные проекты. Это касается не только автомобилестроения, но и практически всех направлений – промышленного производства, сельского хозяйства. Всего, что связано с транспортными коммуникациями, информационными технологиями, связью, и, конечно, морем.
– К перспективам предлагаю вернуться чуть позже. Приморцы знают вас как министра, который в случае ЧС приезжал и решал проблемы. А лично с вами наши читатели не очень хорошо знакомы. Вы работали на Дальнем Востоке, и это импонирует. Я сама из Амурской области, кстати.
– А откуда именно?
– Из Тынды.
– Был там когда-то в командировке. И там недалеко, в Тыгде, мы 84 жилых дома восстановили полностью и вручили ключи людям. После тяжелейшего пожара жизнь вернулась.
– Это был сильный пожар, большая трагедия. И все же… Откуда вы родом?
– Я родился в Волгоградской области. Но всю жизнь жил и работал во благо страны в совершенно разных местах. С 1975 до настоящего времени выполнял важные задачи в различных должностях в Амурской области, на Сахалине, на Урале, в Пермской области. Затем окончил Военно-инженерную академию, адъюнктуру, защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Потом Иваново, Москва, Санкт-Петербург, снова Москва. Сейчас — Приморский край.
– С одного конца страны на другой.
– Очень интересная и ответственная работа на благо нашей страны и людей. Общий стаж у меня больше сорок лет, пять государственных наград и жизненный оптимизм. У меня четверо детей, прекрасная семья, все мне помогают, поддерживают.
Интервью с Владимиром Пучковым. Фото: Илья Табаченко. ИА PrimaMedia
– Правда, что силу вашей напряжённой работы в МЧС перед Новым годом приходилось брать родных с собой на мероприятия?
– Все эти годы один из самых сложных периодов для нас спасателей – как раз встреча Нового года. Вся страна празднует: везде ёлки, брызги шампанского, хлопушки, бенгальские огни. Новый тренд – встретить праздник на природе, в лесу. Для нас это профессиональные риски. В этот период все структуры службы спасения и на федеральном уровне и на местах работают в режиме повышенной готовности. Выезды на пожары, чрезвычайные ситуации, дорожно-транспортные происшествия и другие беды, это реальности новогодней ночи для спасателей и пожарных. Поэтому ровно в час ночи по московскому времени я проводил селекторное совещание со всеми службами. Все руководители на месте. Значит, порядок в системе, люди чувствуют себя защищёнными, быстро и оперативно получают всю необходимую помощь. Всегда на это мероприятие ко мне приезжали дети, супруга, родные и близкие. Такая вот традиция. Так мы встречали и 2018 год.
– Теперь у вас больше возможностей отметить Новый год дома.
– Сегодня у меня совершенно другая стезя. Я очень энергично работаю. Как видите, дома меня нет: я в Приморском крае. Очень интересная работа, каждый день много встреч, идей, предложений, планов. Колоссальная энергетика у жителей Приморья.
Владивосток очень культурный, интеллигентный и требовательный город. Каждый район города имеет свои особенности, свои проблемы, перспективы.
Многие из районов Приморья я прошёл в резиновых сапогах, боевой одежде. Встречался с местными жителями, во всех чрезвычайных ситуациях разруливал возникавшие проблемы.
– Среди крупных операций в вашей биографии есть Спитакское землетрясение. Это первая катастрофа в вашем послужном списке?
– Во время работы в системе ГО СССР мне приходилось ликвидировать достаточно сложные ЧС. Это были и железнодорожные катастрофы, и сбои тепло— и энергообеспечения, когда 28 декабря при температуре -30° треть города осталась без отопления: вышла из строя центральная теплотрасса. И много других ЧС. Но знаковой была моя работа в Армении после тяжелого разрушительного землетрясения.
В короткий срок была сформирована мощная группировка сил – отдельные механизированные полки (ОМП) ГО и другие силы со всех уголков большой страны. Были задействованы все службы союзных министерств, которые находились под началом рабочей группы. Мы разбирали завалы в жилых домах, организовывали питание и обеспечение людей в зоне бедствия, оказывали помощь всем пострадавшим. Это была очень тяжёлая работа, нам не хватало механизированных средств, экипировки, но было стремление выполнить спасательные работы. На месте все проявляли инициативу, смекалку, задействовали потенциал специалистов и буквально с ходу принимали сложнейшие технологические решения. Поставленная задача была выполнена (за эту операцию решением президиума Верховного совета СССР Пучкова В.А. наградили орденом "За личное мужество" – авт.).
– Что заставляет человека спасать жизни людей, даже подвергая себя опасности?
– Желание служить людям и помогать им в беде, в сложной жизненной ситуации. Все остальное уже вторично. Спасателей, пожарных, пиротехников и многих других специалистов МЧС – всех нас объединяет готовность оказать помощь человеку в сложных условиях. Каждый из нас осознаёт риски, опасности и угрозы. Предотвращение, спасение, помощь и поддержка человека – это наша работа. Мобилизация внутренних ресурсов, проявление высокой моральной устойчивости, стойкости и оказание помощи слабым, реализация поставленных целей – это тоже наша работы.
Даю вам совет: выходите замуж за спасателей и пожарных — будете счастливы всю жизнь!
– А что предопределило ваш выбор?
– В школе я очень серьёзно занимался. Работал над собой, тренировался в спорт школе, в яхт-клубе на румпеле стоял, увлекался туризмом, в том числе горным. Хорошая физическая подготовка позволила долгие годы практически круглосуточно выполнять свои обязанности.
Но важна постоянная работа над собой. Кто-то из великих правильно сказал, что наши недостатки – это продолжение наших достоинств, а наши достоинства – это продолжение наших недостатков. Поэтому постоянно занимаюсь самообразованием.
– Какие качества в себе развиваете? Что-то новое открыли?
– Я внимательно слушаю людей. Имею дело с проблемами, с которыми раньше в силу специфики своей работы не сталкивался. Например, юноша закончил педагогический институт, а вынужден работать официантом. Для меня это уже проблема. И подобных вопросов каждый день возникает очень много. Например, проблема брошенных животных. Мне задали этот вопрос, а я задумался и понял, что эта тема актуальна для очень многих городов. Тут нужен какой-то выверенный формат решения этой проблемы. Ко всем вопросам надо подойти кропотливо, разумно, конкретно. В том отремонтированном доме, когда плиты упали, и никто из начальства не вздрогнул. Делят два начальника два километра дороги, передвигая табличку.
– И в завершение еще один вопрос. Вы человек не местный. А у населения существует стереотип относительно варягов во власти. Как будете его ломать?
– Своей каждодневной работой на благо жителей Приморского края. И, можно сказать, я местный, дальневосточник: у меня дочка здесь родилась….
https://primamedia.ru/news/716220/