18.01.2018 Автобус, сгоревший на автодороге Самара - Чимкент в Иргизском районе, Актюбинская область, Казахстан, 18 января 2018. Фото: Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан/ТАСС
В Казахстане 52 человека погибли из-за пожара в автобусе. Еще пятерым удалось выбраться из горящего «Икаруса». Возгорание произошло во время движения пассажирского автобуса по трассе Самара — Шымкент в Актюбинской области.
Ранее сообщалось, все погибшие — жители Узбекистана, которые ехали в Россию. Предварительная причина пожара — замыкание проводки.
Как сообщает РЕН ТВ, пожар, вспыхнувший в автобусе на западе Казахстана, мог быть спровоцирован дракой в салоне. Телеканал разместил запись разговора с дальнобойщиком — очевидцем событий:
«Да это только-только случилось. Это наша машина с гаража, сейчас там проезжал… Говорит, что узбеки в автобусе грелись паяльной лампой, и кто-то что-то между собой не поделил, пнул баклажку с бензином. Она попала на паяльную лампу, и сразу все вспыхнуло в салоне, поэтому никто и не успел».
Как могла произойти такая ситуация и почему люди не покинули автобус? Комментирует руководитель и администратор общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль:
— Эта ситуация не нова. Может быть, для Москвы она уже не актуальна, а регионы живут с «Икарусами», с автобусами, адаптированными под длительные перевозки. Причем я сталкивался несколько лет назад с вопросами, когда даже из Москвы выезжали автобусы по дальним маршрутам — в Белоруссию и так далее, — которые перевозили рабочих. Это так называемые ночные рейсы. Эти автобусы адаптированы действительно не просто как перевозка дневная, там можно было и поспать, и покурить, и выпить. То есть это автобусы «расслабляющего характера», потому что едут рабочие с вахты домой, они отдыхают. Но «Икарус» просто загореться и вспыхнуть как спичка не может, если что-то в двигателе, это достаточно сложно. Если от сигареты, от огня — салон мог вспыхнуть действительно очень и очень быстро, потому что эти старые кресла, еще если просаленные, горят буквально за секунды.
— Пишут, что замыкание проводки стало причиной. Похоже на правду?
— Замыкание проводки, естественно, может все это спровоцировать, но в любом случае она же не остается незамеченной. Есть водитель, который ведет автобус, он прекрасно это все видит, и есть определенный алгоритм на экстремальную ситуацию: резко остановиться и далее эвакуацию делать, плюс огнетушители. Почему он это не заметил? Значит, были какие-то другие причины. Или невнимательность, или просто безалаберность водителя. Или просто не сориентировался, потому что, как правило, в том, что происходит в автобусе при перевозках, в 99,9% виноват водитель, что бы там ни говорили. 50 человек заживо сгорели в этом автобусе, то есть они не смогли выбраться. Выбраться они не смогли только по одной причине — это алкогольное опьянение, когда человек засыпает и не в состоянии выйти, другого пути я не вижу. Каких-то там угарных газов, иприта и [вещества] другого молниеносного действия в автобусе, естественно, нет. Здесь нужно смотреть самые простые варианты, почему 50 человек даже не попытались выйти из автобуса. Тем более, что в «Икарусе» есть несколько пунктов — это люки в крыше, это окна, это дверь, это водительское место и так далее. То есть, в принципе, при желании и когда венгры делали свой автобус «Икарус», мало кто помнит, что, по-моему, в 1980 году он был признан самым лучшим и безопасным в Европе. Поэтому его и стали закупать в СССР, именно из-за критериев безопасности и комфорта. Поэтому, если что-то там и произошло, надо смотреть именно на ситуацию, когда люди просто были не в состоянии это делать.
Из сгоревшего автобуса спаслись трое граждан Казахстана и двое граждан Узбекистана, сообщили РИА Новости в департаменте по ЧС области.https://www.bfm.ru/news/375270