07.12.2017 На федеральной трассе произошло лобовое столкновение пассажирского ПАЗа и легкового автомобиля. В автобусе никто не пострадал. В ВАЗе и водитель, и его пассажир находятся без сознания. Вдобавок при ударе ГСМ вытекли на дорогу и воспламенились. Таковы условия тренировки, состоявшейся недавно на базе Аварийно-спасательной службы Курской области.
В спасении людей и ликвидации возгорания участвуют пожарные-спасатели, сотрудники ГИБДД и медики. Сразу подойти к автомобилю спасатели не могут, сначала нужно погасить огонь. Тушить ГСМ водой нельзя, пожарные применяют установку «Пурга». Из ствола летит пена, и через несколько секунд доступ к автомобилю с пострадавшими открыт. Спасательные работы проводятся так же стремительно, как и тушение огня. При столкновении с автобусом «легковушка» деформировалась, двери и окна заблокированы, а водитель и пассажир оказались еще и зажатыми между сиденьями и приборной панелью. Полученные в ДТП травмы, самые опасные, и каждая «сэкономленная» секунда для пострадавших – шанс остаться в живых. Разрезая металл (гидравлический инструмент способен вскрыть материал любой прочности), спасатели снимают крышу. Действуют они очень быстро, но аккуратно: любое резкое или неловкое движение может усугубить и без того тяжелое состояние пострадавших. По условиям тренировки у пострадавших могут быть повреждения позвоночника. На шейный позвонок водителя и пассажира сразу накладывают корсет. Носилки устанавливаются вертикально и фиксируют пострадавших. В таком положении водителя и пассажира достают из салона и передают врачам в автомобиль реанимации. Задание выполнено в кратчайшие сроки. По оценке начальника ГУ МЧС России по Курской области полковника внутренней службы Ивана Лунева, спасатели действовали профессионально.
При выезде на несчастный случай сотрудники всех экстренных служб работают слаженно. Это одна команда. Все пожарные-спасатели могут оказать первую помощь: остановить кровотечение, наложить шину на сломанную конечность, сделать искусственное дыхание. А тушение пожара – дисциплина, подобная математике.
– На месте происшествия пожарный, анализируя обстановку, производит расчет, – говорит начальник 1-й специализированной пожарно-спасательной части Курска Александр Вялых. – Принимая во внимание площадь и сложность пожара, специалист рассчитывает все действия и необходимые средства пожаротушения, включая объем воды, который потребуется на ликвидацию возгорания.
Организованный на базе АСС смотр средств и сил показывает, что спасательные службы в полном объеме оснащены современной техникой. В самой большой по емкости цистерне пожарной машины помещается восемь тонн воды. В распоряжении спасателей автомобиль дымоудаления. Это оборудование работает в двух режимах: по принципу пылесоса всасывает дым или, как вентилятор, разгоняет его. В ходе сложных ДТП на дорогах образуются пробки. Для определения длительности затора используют беспилотники. Пробку можно объехать по обочинам на квадрациклах, а зимой – на снегоходах. Порой помощь нужна и тем, кто в самой аварии не пострадал, но на длительное время оказался в пробке. В таких случаях разворачиваются мобильные пункты обогрева, где водители и пассажиры могут согреться, поесть и отдохнуть. Недавно в арсенале спасателей появился современный комплекс. Это КамАЗ с прицепом, который, кроме спасательных инструментов, включает комнату отдыха с кухней и даже душевой. В мощном автомобиле размещены два мотоцикла и снегоход. Кроме Курской области, такие комплексы направлены в два региона.
Всего в распоряжении экстренных служб 1,2 тысячи единиц современной техники и 3,5 тысячи специалистов. Председатель комитета региональной безопасности области Михаил Горбунов сказал, что курская система экстренного реагирования готова к решению самых сложных задач. Но на первом месте – профилактическая работа, направленная на предупреждение несчастных случаев. В этом должны участвовать не только представители органов власти и структур экстренного реагирования, но и все куряне. По словам начальника ГУ МЧС России по Курской области Ивана Лунева, со времени внедрения службы спасения 112 время реагирования на ЧС снизилось в разы, соответственно, увеличилось число спасенных. Так, в ноябре этого года в среднем время прибытия к месту ДТП составило пять минут. С начала года спасены более 900 человек.
В основном проблемы, с которыми сталкиваются спасатели, связаны с гражданами, живущими по принципу «моя хата с краю». Так, во время тушения пожара в многоэтажном доме во двор въехала девушка на иномарке. Колесо ее автомобиля прижало пожарный рукав, через который подавалась вода. Автоледи весьма неохотно подчинилась требованиям пожарных отъехать в сторону. В другом случае тушили пожар в частном секторе. Вода в цистерне пожарного автомобиля заканчивается быстро: расход только с одного рукава – семь литров в секунду. Сразу по прибытии на место происшествия автомобили подключают к источнику водоснабжения: пожарным гидрантам, водоемам. При тушении огня используются все возможности. У соседа хозяина горевшего дома имелся подключенный к системе водоснабжения шланг. Но он использовать его не разрешил. Мол, расход воды учитывается счетчиком и лишних денег тратить он не намерен… Но самая большая проблема связана с дворами, которые жильцы многоэтажек используют как автостоянки. Спасатели располагают и 50-метровыми лестницами, которые достают до крыш самых высоких домов. Но подъемники, как и цистерны с водой, установлены на базе КамАЗов. На пути крупногабаритной техники стоят, перекрывая пути к подъезду, машины автолюбителей. Кстати, по закону спасатели своими мощными автомобилями имеют право протаранить мешающую спасению людей технику.
Никто из нас от несчастных случаев не застрахован. Спасатели еще раз напомнили, что свидетелям дорожной аварий и других ЧС следует незамедлительно звонить в службу 112. Заместитель командира батальона ДПС УГИБДД УМВД России по Курской области Олег Тарасов порекомендовал водителям усилить бдительность. Ситуация на дорогах осложнилась. Освещение улиц оставляет желать лучшего, а темнеет рано. И водители, и пешеходы должны быть предельно внимательны. Даже в местах пешеходных переходов, прежде чем выйти на проезжую часть, нужно убедиться, что подъезжающие водители тормозят, уступая вам дорогу.http://www.kpravda.ru/article/safety/045082/