04.08.2017 Лидером в области профилактической работы с населением в Сибири стало в этом пожароопасном сезоне Главное управление МЧС России по Республике Бурятия. Таково мнение начальника Сибирского регионального центра МЧС России Сергея Диденко. Местные власти и представители Республиканского агентства лесного хозяйства (РАЛХ) согласны с тем, что спасатели действительно ведут серьезную работу с жителями по предупреждению ЧП. В чем ее особенности и как складывается взаимодействие между различными структурами, когда речь заходит о тушении природных пожаров?
Лесные пожары – явление стихийное, неконтролируемо распространяющее огонь по лесным площадям. Примерно так научным языком объясняется этот природный процесс. Но с такой формулировкой в корне не согласны специалисты российских ведомств, задачами которых являются, в том числе, тушение, а, главное - контроль над лесными пожарами.
Убеждаем словом и делом
В нашей стране над решением лесопожарного вопроса работает, в первую и основную очередь, Федеральное агентство лесного хозяйства с подведомственной ему Авиалесоохраной. Именно на счету лесников лежит большая часть ликвидированных природных возгораний. Борются с пожарами в лесах и Минприроды, МЧС, Минобороны, и даже МВД – каждый в зоне своей ответственности, а еще общественные организации и добровольцы. Координируют всеобщую работу комиссия по ЧС непосредственно в регионе с осложнившейся пожарной обстановкой, и на федеральном уровне - возглавляемая руководством МЧС РФ правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. И, собственно, поэтому глава спасательного ведомства отчитывается о принимаемых мерах на заседании кабинета министров страны – как председатель Правкомиссии по ситуации с лесными пожарами в конкретном случае.
Видимо, так и родился миф, что и за горящие леса в России отвечает министерство по чрезвычайным ситуациям. По крайней мере, люди, профессионально с лесами не связанные, так и говорят, что «МЧС опять тайгу не тушит». И ни один лесник не сможет объяснить реальное положение дел ему, прикуривающему от разожженного мангала в десяти метрах от таблички про особый противопожарный режим.
По вине человека по-прежнему возникает львиная доля природных пожаров. Разговоры с населением о мерах предосторожности в жаркую сухую ветреную погоду велись как будто бы всегда. Но в последние несколько лет профилактические беседы и разного рода мероприятия, направленные на защиту людей и территорий от этого природного бедствия, МЧС проводит повсеместно и в агитационно-пропагандистской манере. Вот, кстати, за профилактику и обучение населения правильному поведению как раз отвечает МЧС. И во многих регионах работа с людьми именно в такой форме принесла реально видимый результат – оперативные сводки говорят о еженедельном снижении процента пожаров по вине местного населения. Бурятия в этом плане является показательной.
— Маршруты патрулирования, работа с главами местного самоуправления, осуществление пожарного надзора на землях иных категорий, которые примыкают к землям лесного фонда, — эти вопросы отработаны МЧС на высоком уровне, — считает руководитель РАЛХ Александр Мартынов. — В МЧС есть сотрудники, обладающие контрольно-надзорными функциями. Как показывает практика, одно появление человека в форме оказывает серьезное влияние на нарушителей противопожарного режима.
— Мы не боремся с населением, — в свою очередь говорит заместитель председателя правительства Республики Бурятия Петр Мордовской. — Составление протоколов, которых, кстати, в этом году выписано уже в два раза больше, чем за весь прошлогодний сезон, не лучший способ профилактики. Но другого пути у нас на сегодняшний день нет. Если человек не понимает, нарушает противопожарный режим — будем составлять протоколы и штрафовать.
Александр Мартынов уверен: система патрулирования, инициированная и недавно введенная в практику руководством сибирского МЧС, доказала свою эффективность.
— У нас хорошие рабочие отношения с региональным центром МЧС, поэтому решения, которые вырабатываются в ходе совещаний, совместные, — продолжает Мартынов. — Тесное взаимодействие на едином информационном поле дает возможность имеющимся силам и средствам своевременно реагировать. Помощь, которую оказывает МЧС в тушении лесных пожаров, неоценима. Управленческие решения принимаются руководством спасательного ведомства оперативно, но, на мой взгляд, в Бурятии должна быть увеличена группировка сил МЧС. Есть регионы, которые сильнее других подвержены природным рискам, и Бурятия в их числе.
Ставка на оперативность
— МЧС России, конечно же, не обязано тушить лесные пожары, — говорит заместитель председателя правительства Республики Бурятия Петр Мордовской. — Это общая задача всей системы РСЧС — лесной охраны, авиадесантников, арендаторов и так далее. Но без помощи МЧС мы сегодня никуда.
Например, роль летчиков-спасателей в тушении лесных пожаров не просто весомая — ключевая.
В начале июля на тушении лесных пожаров в Бурятии работали два вертолета Ми-8 и самолет Бе-200ЧС МЧС России. Они успешно боролись с огнем в Кабанском районе и Байкальском заповеднике.
— И сотрудники, и руководство МЧС всячески помогают нам и откликаются по первой просьбе, — рассказывает Петр Мордовской. — Вертолеты Ми-8 перебрасывали огнеборцев на кромку пожаров для локализации огня. Трудился Бе-200. Если бы возникла необходимость защиты населенных пунктов, мы могли задействовать Ил-76. В этом плане вопросов у меня как у руководителя оперативного штаба по тушению пожаров не возникает.
По словам Мордовского, с каждым старостой, с каждым главой населенного пункта и муниципальных образований поддерживается круглосуточная связь. В таком же режиме принимают сообщения дежурные Центра управления в кризисных ситуациях МЧС.
— Я лично нахожусь в курсе каждого пожара, — продолжает мой собеседник. — И у местных жителей появляется понимание нашей работы. Они видят, что сократилась площадь, пройденная пожарами, а в населенных пунктах нет задымленности. Сейчас мы стараемся обнаруживать и ликвидировать возгорания в лесах на малой площади в кратчайшие сроки. В течение первых суток тушим 60% пожаров. Если бы не такая оперативность, ситуация была бы другой.
Одна из главных проблем, возникающих при тушении природных пожаров, - труднодоступность. В зоне космического мониторинга - там, где затраты на ликвидацию пожаров, значительно превышают ущерб от них - с огнем не борются. Решением республиканской комиссии принимается решение не тушить пожар, если он не угрожает ни населенным пунктам, ни объектам инфраструктуры – другими словами, если нет необходимости. Такие пожары характерны для многих регионов Сибири. В основном, они возникают из-за сухих гроз, сезон которых в Бурятии в этом году начался на две недели раньше.
«Нужно понимать, что это - нормальное природное явление. Население, конечно, будоражат такие заявления властей: «Как это так, в Республике не тушат пожары? Но есть такое понятие, оно не нами придумано. На этот счет существуют определенные документы Минприроды. Но даже и в этом случае, если пожар переходит из зоны космического мониторинга в зону авиапатрулирования, специалисты не выезжают на борьбу с ним», - объясняет зампред.
Можно сказать, что общими усилиями ведомства Бурятии сдерживают ситуацию с лесными пожарами благодаря выстроенной системе, четкому пониманию собственных действий и технических возможностей коллег, и организации профилактики - уже сейчас населению республики объясняют, как вести себя в пожароопасный периода следующего года.
Зампред снова говорит о роли МЧС в деле профилактики природных пожаров и добавляет, что в Бурятии 151 населенный пункт подвержен переходу лесного пожара на жилые дома, которые пожарные расчеты федеральной противопожарной службы министерства всегда готовы защитить.http://www.mchsmedia.ru/focus/item/6548156/