26.03.2017 Начавшаяся реформа МЧС, о которой говорили и писали еще в прошлом году, на Урале пока проявилась в виде сокращения численности единиц техники АСЦ (оставили только один вертолет), и сокращении личного состава. Однако, по мнению эксперта Устав. ком – это только начало. Впереди более масштабные перемены, сообщили Устав. ком эксперты на основе анонимности.
Реформа – значит сокращение?
Известно, что уже сейчас в рамках реформы в целом по стране происходит сокращение и укрупнение региональных центров МЧС. На сегодняшний день упразднены четыре региональных центра – Дальневосточный, Северо-Кавказский, Приволжский и Уральский.
Все они вошли в три оставшихся центра – Сибирский, Южный и Центральный. Вместе с тем, как это у нас часто бывает, реформа проводится без учета интересов личного состава и населения. Например, как уже сообщалось, сокращение вертолетного подразделения на Урале привело к тому, что в Екатеринбурге оставили только один вертолет, и сократили 150 человек специалистов наземных служб.
Однако, по мнению (знаниям) различных экспертов Устав. ком, много лет прослуживших в системе на командных должностях, под сокращение попало гораздо больше специалистов. По их данным в целом по Федеральному округу в вертолетном отряде под сокращение попали 180 человек, в Региональном центре округа было сокращено 500 человек.
Итого получается, что сейчас по городу в поисках работы рыщут около 700 офицеров МЧС, которые одним росчерком пера начальника Сибирского Центра МЧС Сергея Диденко оказались выброшенными на улицу. При этом, обескровлен вертолетный отряд, поскольку два вертолета из трех забрали в Красноярск.
- Реформу, конечно, надо проводить, но не таким образом. Диденко пустил под нож огромное количество узких специалистов, которым будет очень не просто найти работу. Это, если не учитывать профессиональных факторов, чисто по человечески не хорошо
, - считает один из экспертов.
По его мнению наиболее эффективно система работала в период руководства министерством Сереем Шойгу. Сейчас все как-то «расползлось» по узковедомственным интересам, нет слаженности, исчезла профессиональная мотивация.
Но, по мнению эксперта, реформа проводимая таким образом вряд ли скажется на эффективности работы службы. Об этом можно судить хотя бы по тому, каким образом произошло распределение технических средств вертолетного отряда на Урале.
Впереди в Свердловской области паводок, причем, по прогнозам специалистов ожидается «большая вода». И как спасатели обойдутся только одним вертолетом остается только гадать. То есть получается, что во время надвигающегося паводка значительная часть населения может остаться без реальной помощи.
Кроме того не стоит исключать и вероятности лесных пожаров, в тушении которых участвовали вертолеты отряда в прошлые года. Кроме того, они же проводили и облет территории, выявляя источники пожара, для того, чтобы вовремя погасить их очаги.
Таким образом, получается, что уже первые шаги реформы, по крайней мере в Сибирском региональном центре МЧС указывают на признаки предстоящей дестабилизации сложившейся системы, которая, скажем во время паводка может привести к серьезным последствиям.
Реформа МЧС – потери и прибыли
Кроме того, что Свердловские спасатели лишились двух вертолетов, по мнению эксперта, они испытывают серьезную нехватку средств для спасения людей и в виде водного транспорта, предназначенного для спасательных работ во время паводка.
- Считаю, что последствия могут быть очень серьезными, поскольку свердловские спасатели сегодня располагают только двумя катерами на воздушной подушке, один из которых находится в полурабочем состоянии, а этих средств для массового спасения людей будет явно не достаточно,
Ко всему стоит добавить, что все эти, и другие последующие мероприятия предназначены для экономии бюджетных средств, поскольку государство нынче не способно содержать полноценные подразделения МЧС. Это теперь называется модным словечком «оптимизация». Все помнят печальные итоги оптимизации в медицине, поэтому есть опасения, что нечто похожее произойдет и с МЧС.
Во всяком случае, стремление сэкономить никто и не скрывает. Есть официальные цифры сокращения бюджетов на 2017 и 2018 годы – период, когда основные мероприятия по реформированию ведомства (а по сути его ликвидации) будут завершены.
К примеру, на реализацию программы «Защита населения и территорий от ЧС, защиту населения от пожаров и обеспечение безопасности на водных объектах в 2017 году будет отпущено на 4 миллиарда с небольшим, чем в 2016 году. В 2018 году – меньше на 1 миллиард 784 миллиона рублей.
Судя по всему, авторы реформы эти сокращения финансирования связывают как раз с результатами реформы. По мнению ряда экспертов, средства удастся сэкономить путем слияния подразделений МЧС с рядом других силовых ведомств. Скажем, в министерстве обороны уже начали создавать спасательные бригады, которые могли бы оперативно реагировать на те, или иные ЧС. Что они, собственно и делают, когда у МЧС не хватает собственных сил.
Росгвардия могла бы принять в свои ряды пожарных со всей их техникой, «убивая» при этом сразу двух зайцев. То есть, контролируя борьбу с пожарами, и одновременно, при необходимости, используя водометную технику для разгона демонстраций (для чего, собственно, Росгвардия и была создана).
Госпожарнадзор, по прогнозам специалистов, должен будет войти в состав МВД, так как у него и сейчас есть функции по проведению дознания. Ну а подразделение, ведающее вопросами гражданской обороны опять же войдет в состав министерства обороны.
При этом есть и другая точка зрения, которая основана, прежде всего, на соображениях более эффективного обеспечения безопасности населения. Она заключается в следующем – функции гражданской обороны можно вполне спокойно передать МО (это взаимосвязанные и стратегически и тактически задачи, а вот спасательные подразделения лучше всего сохранить при главках – спасательных центрах в регионах.
Но все это, пока является только теоретическими рассуждениями экспертов. Между тем, по их мнению, уже к 2018 года Сибирский региональный центр МЧС будет ликвидирован (эта же участь, очевидно, коснется и двух других центров), а их функции будут контролировать заместители командующих военными округами в РФ.
Ко всему этому, пожалуй, можно добавить только одно – попытка режима сэкономить на МЧС может обернуться новыми затратами. И не только от ущерба в результате неэффективной работы новых подразделений и ведомств в «чужих» структурах, когда еще не отработан порядок взаимодействия, но и потому, что только на компенсации сотрудникам, которые не захотят проходить службу в новых структурах, по подсчетам экспертов уйдут десятки миллиардов рублей.https://ystav.com/v-blizhayshie-gody-strana-mozhet-lishitsya-samogo-effektivnogo-ministerstva---mchs/