13.03.2017 Корреспонденты «Вечерки» провели его совместно с городским отделом по ЧС
Пожары в автомобилях случаются несколько реже, чем в домах, однако в месяц стабильно происходит несколько таких случаев. Причины могут быть самыми разными – часто дело оказывается в замкнувшей электропроводке или отказе каких-то узлов двигателя. Причем одинаково хорошо горят как старые, так и новые автомобили. А страховка чаще всего не покрывает случаи пожара. И автовладельцы, спасая собственную жизнь, пытаются спасти и имущество.
Но поможет ли в этом обычный двухлитровый огнетушитель, который водители легковушек покупают не столько для ликвидации возможных возгораний, сколько для обязательного наличия оной красной емкости на техосмотре? В конце февраля на ул. Московской в Бресте внезапно загорелся «Опель», и на помощь владельцу поспешили с десяток водителей, расставшихся со своими огнетушителями ради благого дела. Но ликвидировать очаг удалось только подоспевшему расчету МЧС. А представьте, если дело будет не на центральной магистрали города, а где-нибудь за его пределами. Спасут ли вас эти два литра?
В рамках учений, проходивших в областном училище олимпийского резерва, спасатели Брестского ГОЧС согласились провести для прессы небольшой эксперимент. Пугать учащихся УОР настоящей горящей машиной, разумеется, не стали. Имитацию провели на специальном поддоне, куда вылили смесь горючих материалов, имеющихся в любом автомобиле. «Мы сейчас значительно упростили ситуацию, – комментируют спасатели. – Здесь до очага возгорания легко добраться, а в реальном автомобиле приходится раскурочивать панели, где тлеет проводка. Иногда в реальных условиях пламя сбить удается легко, но, чтобы погасить очаг и не допустить повторного возгорания, приходится тратить до тонны воды и пены».
Разумеется, проще всего совладать с огнём тогда, когда он еще не разошелся в полную силу. И как только в поддон был брошен зажженный факел, спасатель Брестского ГОЧС Борис Пацамай схватился за стандартный двухлитровый огнетушитель. Красная емкость в опытных руках опустела за какие-то секунды, но огню хоть бы хны – он только разгорелся. Тогда спасатель взялся за 8-литровый аналог и использовал его почти полностью, прежде чем пламя было сбито. В реальной жизни каждая секунда промедления могла бы стоить тяжелых последствий. Особенно если очаг возгорания глубоко внутри автомобиля.
«Владельцы автомобилей вправе сами выбирать, огнетушитель какого объема покупать для автомобиля, – комментирует наш эксперимент начальник Брестского ГОЧС Виталий Кулинич. – Но мы убедились, что огнетушители малого объема слабоэффективны против развившегося пожара. Ими можно погасить разве что незначительное возгорание. А огонь по автомобилю распространяется быстро – полностью машина выгорает в среднем за пять минут. Самая распространенная ошибка водителей – они открывают двери, капот и багажник, давая тем самым доступ кислорода к огню. А его, наоборот, необходимо прекратить».
Не последнюю роль в успехе ликвидации пожара играет и вид самого огнетушителя. Он бывает двух видов – порошковый и углекислотный. Заместитель директора Брестского областного комбината противопожарных работ Игорь Овсяник советует выбирать второй вариант. «С задачей по тушению огня справятся оба варианта, однако после порошкового огнетушителя в салоне вам не поможет ни одна химчистка. Придётся мыть и двигатель, причем иногда – не один раз. Поэтому мы всегда рекомендуем использовать углекислотные огнетушители. Что касается объёма, то двух литров, независимо от вида, действительно мало – в машине лучше иметь хотя бы четырехлитровый огнетушитель. К нему полезно прикрепить скотчем прорезиненные хлопчатобумажные перчатки и ключ для съема клемм с АКБ. Обесточить машину – первое требование при пожаре», – замечает Игорь Овсяник.
В субботу автор этих строк проезжал утром по ул. Жукова и наблюдал картину с другим вспыхнувшим автомобилем. Судя по количеству порошка вокруг двигателя, в этом случае владелец и неравнодушные помощники сумели справиться с ситуацией самостоятельно, не допустив распространения огня. Но маленький огнетушитель выдал всё, что мог, за секунды. А ведь именно время при пожаре становится критическим фактором.
http://www.vb.by/society/incidents/ognetushitel_avtomobil_proverka.html