01.03.2017 Генеральный секретарь МОГО — о роли России в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Начиная с 1972 года 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны. В преддверии этой даты Генеральный секретарь Международной организации гражданской обороны (МОГО) Владимир Кувшинов рассказал обозревателю «Известий» Олегу Фочкину о том, какова роль России в работе МОГО, насколько российские технологии спасения востребованы в мире и как готовят специалистов в сфере гражданской обороны.
— Одна из задач МОГО — создание структур гражданской защиты в мире, предоставление технической и консультативной помощи странам-участницам МОГО. Что уже сделано и что планируется создать?
— Для нас этот год юбилейный — 80 лет с момента аккредитации МОГО в Швейцарии и переноса ее штаб-квартиры в Женеву. За это время МОГО сделала качественный скачок в деятельности. Мы приступили к реализации амбициозных программ — созданию всемирной сети центров по борьбе с катастрофами, международной сети обучения и подготовки персонала в сфере гражданской обороны и организации международной сети складов для чрезвычайного гуманитарного реагирования. Эти три основные направления заложены в программу развития организации на ближайшие десять лет, которая была утверждена на XXI сессии Генассамблеи МОГО в Женеве в 2014 году.
— Какова роль России в деятельности организации?
— Сегодня Российская Федерация имеет статус стратегического партнера МОГО и играет основную роль в осуществлении ее проектов — они реализуются при поддержке и непосредственном участии России. Например, Международный центр мониторинга и координации в штаб-квартире МОГО в Женеве создавался непосредственно на взнос Российской Федерации и на основе современных российских информационных технологий — мониторинга, прогнозирования и моделирования чрезвычайных ситуаций по всему миру.
Гуманитарные склады уже есть на Кубе, в Никарагуа, Киргизии, Республике Того, создается склад в Армении. Там хранится пожарно-спасательное и медицинское оборудование, которое принадлежит МОГО и может использоваться для оперативного реагирования на уровне страны или региона. Такие склады создаются только на добровольные взносы правительств стран-членов МОГО.
— Сколько стран входят в состав МОГО?
— Международная организация гражданской обороны — одна из старейших международных межправительственных организаций. Сегодня в МОГО входит 74 страны, но есть еще целый ряд аффилированных структур — это различные компании, институты и университеты, которые занимаются вопросами борьбы с чрезвычайными ситуациями. В целом — более 100 организаций. Россия стала членом МОГО в 1993 году.
— На базе МОГО в 2015 году создана Международная академия гражданской обороны. Как она функционирует и каким образом унифицируется система обучения?
— Академия — элемент реализации плана создания всемирной сети подготовки специалистов в сфере гражданской обороны. Пока это интернет-портал. Мы хотим объединить в единую систему все профессиональные учебные заведения в этой области и уже проводим в тестовом режиме дистанционное обучение. Идет процесс работы с различными учебными заведениями по адаптации учебных программ для дистанционного обучения. Эти курсы будут вестись на шести языках организации — английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском. Мы планируем сделать большой шаг вперед в ходе второй встречи директоров учебных заведений стран-членов МОГО, которая пройдет в сентябре этого года в Баку. Там мы продемонстрируем уже существующие на нашей платформе ресурсы. Все участники встречи получат доступ к системе. В перспективе мы бы хотели, чтобы Международная академия гражданской обороны перешла из виртуального статуса в практическое рабочее состояние.
— Сколько российских вузов участвуют в этой программе?
— Все основные учебные заведения МЧС России (Академия гражданской защиты, Академия государственной противопожарной службы и Санкт-Петербургский госуниверситет государственной противопожарной службы), которые одновременно являются аффилированными структурами МОГО. Академия гражданской защиты МЧС России активно занимается разработкой необходимой профессиональной учебной документации. На ее базе проходила и первая рабочая встреча по созданию Международной академии.
— Если вернуться к центру кризисных ситуаций МОГО в Женеве, который оснастила Россия, то какова его роль в дальнейшем?
— В декабре 2016 года было завершено тестирование всех информационных технологий центра и их адаптация к международным стандартам. Начался следующий этап — по договоренности между МЧС России и МОГО в Женеву на регулярной основе приезжает представитель Национального Центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. В самое ближайшее время он проведет мастер-классы и тренинги для стран-членов МОГО. В первую очередь с теми странами, с которыми мы уже подписали регламенты по информационному обмену. Это Белоруссия, Армения, Киргизия, а также российско-сербский гуманитарный центр. Сейчас ждем подписания меморандума с Катаром, Саудовской Аравией и Кувейтом.
Надеемся, что этот этап обучения мы завершим за год. Потому что он очень важен для подготовки сотрудников национальных центров. А затем выйдем на третий этап — ежедневное международное взаимодействие по обмену информацией по всем видам и типам катастроф.
— Вот уже три года пост генерального секретаря МОГО занимает гражданин России. Сказывается ли каким-то образом ваш опыт работы в МЧС на деятельности международной организации?
— За этот период в деятельности МОГО наблюдается определенная активность. Все страны-участницы знают об МЧС России, российской системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По признанию многих стран-участниц, она сегодня — одна из лучших в мире. И все страны ждут нашей поддержки и помощи, продвижения технологий. Им важно понимать российскую философию и концепцию гражданской обороны, а не только те, на которые они были ориентированы ранее — французскую или английскую.
Сегодня МОГО превратилась в уникальную площадку для продвижения и пропаганды российских пожарно-спасательных технологий во всем мире. Все члены организации с благодарностью воспринимают нашу помощь и поддержку. Например, мы являемся партнером Российско-сербского гуманитарного центра в Нише. МОГО как международная организация участвовала в создании этого центра, оснащении его необходимым оборудованием. Это была трехсторонняя программа — Россия, МОГО и Сербия, на сегодняшний день она успешно завершена, Российско-сербский гуманитарный центр работает и развивается. Буквально на прошлой неделе они получили от нас техническую помощь: насосы-генераторы и индивидуальное пожарно-спасательное оборудование, которое будет использоваться для реагирования на чрезвычайные ситуации в регионе. Эта программа поддерживается и правительством Швейцарии — начинания России имеют продолжение в виде помощи и поддержки другими странами. Сейчас мы подошли к формированию, а вернее, к старту подобной программы в других странах.
МЧС России планирует продолжить гуманитарные программы на Кубе, в Никарагуа, Тунисе, Камеруне, и это будет еще один этап нашей совместной деятельности.
Справка «Известий»
Международная организация гражданской обороны (МОГО) создана в 1931 году как Ассоциация Женевских зон, призванная обеспечивать защиту гражданского населения в периоды военных конфликтов. Сегодня МОГО является межправительственной организацией, на профессиональном уровне занимающейся вопросами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, укреплением структур гражданской защиты во всем мире. Имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Россия стала членом МОГО 6 мая 1993 года.http://izvestia.ru/news/667407