25.01.2017 В старину на Руси огнеборцы ходили с топориками на поясах. Если вдруг занялось пламя на каком-нибудь домике, они сразу же начинали неистово рубить. Но не горящее здание, а... соседние деревянные халупы. Когда вокруг огня - одни развалины, пожар уже точно не расползется на весь город. Жильцы, конечно, были не особенно рады такому обороту дел.
С тех пор прогресс шагнул далеко вперед. Но некоторым пожарным не помешает иметь при себе огромный топор и даже бензопилу. Речь идет о тех, кто присматривает за дремучими лесами, коих полно на Кольском полуострове. Есть, например, огромная лесная чащоба в 33 тысячи гектаров, которая принадлежит коренному народу.
На небольшую саамскую общину, которая занимается там фермерством и туризмом, пытались возложить титаническую задачу: следить за пожарами во всем лесу, да еще и тушить самостоятельно. А все из-за ошибки в документе! Все подробности мы узнали у председателя территориально соседской общины «Самь-Сыйт» (Саамская деревня) Ивана Головина.
ЯГЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
- Надо сказать, у этой территории действительно высокий класс пожарной опасности, - признал Иван Альбертович. - Неподалеку находится Оленегорск, откуда приходят в наши сопки грибники и ягодники. Люди разводят костры, так что ягель находится под угрозой выгорания. Он вспыхивает как порох! А ведь это важнейшая еда для оленей. Если вскармливать их одним сеном, они мельчают.
Пару лет назад на землях «Самь-Сыйт» вспыхнул пожар из за приезжего жителя столицы. Саамам удалось поймать москвича и потушить сообща полыхающий ягель. Затем неосторожный гость дал деру под предлогом отлучки за документами. И не вернулся.
- Мы уж не стали бегать-прыгать по лесам, чтобы его разыскать. Вообще, для таких больших, лесных хозяйств с оленеводством, необходимы квадрокоптеры и беспилотники, чтобы контроллировать территорию с воздуха, - заметил Иван Головин.
Иногда местным оленеводам приходится использовать пожароопасные объекты. Добыча электричества зачастую ведется с помощью бензогенераторов «Хонда». Их, как минимум, три. Впрочем, скоро им придется уйти на пенсию.
- Государство протягивает линию электропередач к нашей туристической и оленеводеской базе. За это я очень благодарен губернатору, - сообщил Иван Альбертович.
ЧТО РЕШИЛ СУД
Итак, за большим лесным участком для выпаса оленей приходится следить, чтобы не разразился пожар. И официальные бумаги ранее обязывали саамов этим заниматься, тогда как есть МЧС. Нелепый документ возмутил на днях мурманских законников.
- Договор заключен между комитетом по лесному хозяйству Мурманской области и некомерческой организацией «Самь-Сыйт». Однако отдельные положения этого договора признаны недействительными. Такие данные содержатся в исковом заявлении, с которым прокуратура Мурманской области обратилась в местный Арбитражный суд. Тот, в свою очередь, полностью удовлетворил иск, - сообщают в пресс-службе прокуратуры по Мурманской области.
Согласно закону, тушение лесных пожаров на участке отнесено к компетенции органов государственной власти. Так что арендатору (саамам) совсем не с руки расхлебывать подобное бедствие. Отныне, если на землях «Самь-Сыйт» вспыхнет пламя, то бороться с ним будут только профи: местные спасатели.
- Честно говоря, я узнал обо всей этой истории последним, - признался Иван. - Но я рад решению суда. Мы не обязаны этим заниматься. И я очень рад, что закон на нашей стороне. Низкий поклон министерству за то, что они отстаивают права саамов.
АРМАГЕДДОН ПО СОСЕДСТВУ
Свою землю община «Самь-Сыйт» получила в 2010 году. На этой терртории находится первое частное оленеводство Мурманской области.Там выгуливают и пасут стада. Для местных жителей лесная территория - подлинное богатство. Там множество грибов, которые олени очень любят. Кроме того, саамы запасаются ягодами впрок: как для личных нужд, так и для туристов. Деревья используются для заготовки изгородей олених пастбищ, или же растопки.
Относительно чистый «Самь-Сыйт» граничит с Симбозерским заказником. И там, по мнению Ивана Альбертовича, царит форменный бардак! Приезжие из чужих регионов вытворяют, что хотят. Гоняют на квадроциклах, палят костры повсюду, ставят сети на рыбу, браконьерят. И все это в заказнике! Управу на эко-хулиганов найти не просто.
- Мы еще лет 7 назад савили вопрос, чтобы министерство природных ресурсов назначило внештатников из числа наших людей. Чтобы нам выдавали «корочки» лесников, охотоведов. Тогда мы бы имели право остановить человека и спросить: а для каких мероприятий он здесь находится? Грибы, например, собирает или сетки ставит? С рыбинспекцией у меня налажен хороший контакт. Они молодцы, реагируют мгновено. Был даже случай, когда мотор конфисковали (с рыболовной лодки прим. ред.). Я считаю так: одного-второго накажут, а третий уже не полезет, - считает Иван Альбертович.http://m.murmansk.kp.ru/daily/26634/3652900/