23.11.2016
Пожары, наводнения, авиакатастрофы и ДТП, буйство природы и халатность человека - поле деятельности МЧС России. Об особенностях этой работы в Сибири, а также почему падают самолеты, что делают экипажи сибирских спасателей в далекой Португалии, зачем в Красноярске будет создан комплексный авиационно-спасательный центр, сколько в стране отрядов с международной аттестацией, корреспонденту ТАСС рассказал начальник Сибирского регионального центра (СРЦ) МЧС России Сергей Диденко.
- Сергей Леонидович, озвучьте предварительные итоги деятельности в 2016 году. Довелось ли столкнуться с неожиданными рисками?
- Существующие в Сибири риски очень многогранны, но их трудно назвать неожиданными. Они были в этом году, случались и ранее. Подтопления, лесные пожары, пожары в жилье, землетрясения, крушения летательных аппаратов, ДТП, крушения на воде, обрушения - все это уже у нас было. Эта предсказуемость позволила в текущем году принять все возможные меры для минимизации ущерба.
Спасательные операции по поиску воздушных судов - одни из самых сложных
За счет более широкого привлечения населения, общественности, создания института старост удалось сократить площадь лесных пожаров почти в два раза. Порядка 52 тыс. человек общественников и добровольцев были привлечены в патрульные, патрульно-маневренные группы для проведения предупредительной работы.
Удалось отстоять от лесных пожаров 85 населенных пунктов, а ведь была угроза повторения событий в Хакасии (это пожары в апреле 2015 года, в которых погибли более 30 человек и сгорело полторы тысячи домов. - ТАСС).
Минимизирован ущерб от подтоплений. Прежде всего за счет превентивных мероприятий, когда отряды заранее выдвигались на место, проводилась работа с населением, своевременно отселялись люди с опасных участков.
Весьма активно поработали с туристами. В Сибири мощно развивается туриндустрия, существенно растет количество путешественников на Алтае, в Красноярском крае, в Хакасии, Туве, Бурятии, Забайкалье. Многие не регистрируют информацию о походах, имеют недостаточное оснащение. Для их спасения постоянно применялась авиация.
Бывает, что одно воздушное судно попадает в ЧС несколько раз. В этом плане удивляет "упорство" пилотов - некоторые воздушные суда попадают в сводки происшествий неоднократно. Так, летом в Красноярском крае вертолет сначала совершил вынужденную посадку, улетел, но вскоре рухнул опять.
Спасательные операции по поиску воздушных судов - одни из самых сложных. В Сибири найти что маленький вертолетик, что большой самолет в сложных природных условиях, на огромной площади - это проблематично. Расходы на такие операции сумасшедшие, причем они на 90% зависят от безалаберности и халатности людей.
- Каковы причины увеличения числа авиакатастроф и происшествий?
Люди покупают суда легкомоторной авиации, но очень часто не желают обеспечить должным образом безопасность себя и пассажиров
- На самом деле увеличения нет, мы просто стали больше акцентировать внимание общественности на этом. В прошлом году было 21 происшествие, в этом году пока 19. Люди покупают суда легкомоторной авиации, но очень часто не желают обеспечить должным образом безопасность себя и пассажиров. Зачастую такая техника эксплуатируется частными лицами или небольшими авиакомпаниями.
Старение техники, недостаточное внимание к выполнению своевременного ремонта и технического обслуживания воздушных судов, к обновлению парка авиационной техники, погоня за прибылью приводят к печальным результатам. Это основные причины авиационных происшествий.
- Как вы оцениваете деятельность властей регионов по противодействию ЧС?
- В целом регионы Сибири стали лучше относиться к обеспечению комплексной безопасности населения. Это не только реагирование на чрезвычайные происшествия, но и возможность более надежно обеспечить электро- и водоснабжение, транспортное сообщение, безопасность на дороге, своевременное оповещение людей о рисках и многое другое. Регионы в этом году встрепенулись.
Бюджеты регионов на 2017 год станут главным показателем того, что руководство субъекта осознает необходимость эффективной работы по предотвращению ЧС, реального сокращения гибели людей, сохранения здоровья человека, его имущества, важность снижения ущерба экономике.
Полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе определил семь приоритетных задач. Это и безопасность отдаленных населенных пунктов, которых в округе более 300, маломобильных групп населения, многодетных семей и семей с инвалидами, создание института старост на штатной основе, чтобы в каждом населенном пункте был такой человек.
Финансирование таких расходов региональными бюджетами будет серьезным показателем деятельности. И тут уже появляются аутсайдеры. Ссылаясь на тяжелое финансовое положение, отдельные главы субъектов полностью игнорируют вопросы комплексной безопасности. Хотя, с другой стороны, например, Тува с одним из самых маленьких бюджетов (доходы около 21 млрд руб. в 2016 году. - ТАСС), и, тем не менее, руководитель субъекта находит возможность финансировать точечные, но очень важные проекты по безопасности.
- Пока называть их не будем, чтения по бюджетам только начинаются, может, еще произойдут изменения при формировании расходных статей. Думаю, отстающих, точнее, тех, кто не желает вкладываться в безопасность своих избирателей, назовет сама жизнь.
- В этом году Сибирский региональный поисково-спасательный отряд получил международную аттестацию по методологии ИНСАРАГ, есть ли планы создания подобных отрядов в других регионах?
Подготовка длилась почти три года, профессионализм отряда оценивали специалисты из семи стран по 130 параметрам, очень жестко
- Подготовка длилась почти три года, профессионализм отряда оценивали специалисты из семи стран по 130 параметрам, очень жестко. Судьи признавали высокое мастерство сибирских спасателей. Мы стали 47-м отрядом в мире с сертификатом ООН, то есть с правом оказания аварийно-спасательной помощи иностранным государствам, и вторым в России. Скорее всего, через такую же аттестацию будет проходить дальневосточный отряд.
- На работу в каких регионах мира нацелен сибирский отряд?
- Основными направлениями являются страны Центральной и Юго-Восточной Азии. Это наиболее целесообразно с экономической точки зрения, а также по скорости прибытия помощи. Но мы можем реагировать на ситуацию в любой стране мира. Тем более что руководство МЧС России приняло решение о создании в Красноярске комплексного авиационно-спасательного центра. Прорабатывается вопрос базирования в Красноярске дополнительной авиационной техники - самолета Ил-76, нескольких самолетов Ан-148, которые могли бы перебрасывать отряд в любую точку мира.
- Каковы сроки создания авиационно-спасательного центра? Известны ли подробности его формирования?
- Сейчас авиационная группировка МЧС в Сибири состоит из 11 вертолетов и самолетов.
Группировка центра будет усилена до 24 воздушных судов. Помимо Ил-76 и Ан-148, возможно, будет базирование еще двух Ан-74, которые могут взлетать с коротких полос и в сложных условиях. Также предполагается увеличение парка вертолетов Ми-8 с семи до 15 единиц. Практически каждый субъект Сибири требует быстрого реагирования, и вертолеты необходимы одновременно во всех регионах.
Мы стали 47-м отрядом в мире с сертификатом ООН, то есть с правом оказания аварийно-спасательной помощи иностранным государствам, и вторым в России
Перебрасывать же их с аэропорта базирования в Красноярске за тысячи километров долго и неэффективно.
Планируется поставка вертолетов Ми-26, способных транспортировать большое количество десантников, техники и приземлиться на любую площадку.
Мощно развивается беспилотная авиация. Сейчас у нас 43 дрона, еще почти сотню мы получим в ближайшие месяцы. Будем стараться максимально их распределить среди спасательных подразделений для более оперативной работы.
Также планируется создание более мобильных авиадесантных сил. Мы хотим иметь такие подразделения, и при Байкальском поисково-спасательном отряде, и при Сибирском. В дальнейшем возможно создание специализированной пожарно-спасательной части, укомплектованной людьми, подготовленными для высадки в любой точке.
Такие десанты могут ликвидировать чрезвычайную ситуацию в зародыше, не дать распространиться бедствию. Все свои предложения направили в Москву, их рассматривает центральный аппарат МЧС России.
- Мы заговорили об обновлении авиационного парка, а какие поставки техники и оборудования ожидаются, помимо воздушных судов?
- На следующий год заложено 292 млн руб. на закупку 57 единиц специальной техники, способной работать в труднодоступной местности в зимних условиях. Это вездеходы и снегоходы, техника с противопожарным оборудованием для низких температур с применением термоактивированной воды, с технологией тушения на высотных зданиях, подводные аппараты.
Для обеспечения Универсиады-2019 поступят пожарный автомобиль связи и освещения, пожарная автоцистерна с лестницей.
Получим оснащение для прикрытия территории Арктики. Это экипировка, позволяющая работать при температуре до 60 градусов мороза.
- С современными утеплителями, из материалов, которые позволяют телу дышать и сохраняют тепло. Ее можно будет надеть и на пострадавшего при транспортировке. Первая партия придет в декабре, и мы уже этой зимой испытаем ее на практике. Опытную эксплуатацию она уже прошла. Это российское производство.
- Экипажи Бе-200 опять тушили пожары в Португалии. Какая цель, смысл работы сибиряков за рубежом?
- Таково решение правительства Российской Федерации. Чужой беды не бывает. Мы работали не только в Португалии, но и в Индонезии.
Чужой беды не бывает. Мы работали не только в Португалии, но и в Индонезии. Какого-либо влияния на снижение нашей боеготовности нет. Зато экипажи получают новый опыт
Какого-либо влияния на снижение нашей боеготовности нет. Зато экипажи получают новый опыт. Разница между Сибирью и Португалией велика - там не такие огромные расстояния, населенные пункты очень близки друг к другу, работать приходится более точечно, маневрировать.
В свою очередь, мы получаем огромный опыт от зарубежных партнеров в части применения новых методов работы, технических средств. Эти навыки экипажи затем применяют и у нас.
- Какие чрезвычайные ситуации наиболее вероятны в 2017 году?
- Главные угрозы безопасности сибиряков исходят от природных катаклизмов. Это такие ежегодные явления, как половодье, пожары, большую опасность представляют сильные сейсмические события. Особо опасны взрывы газа в жилье и на промышленных объектах, ДТП.
Наиболее вероятными источниками ЧС в округе будут неблагоприятные метеорологические условия, подтопления населенных пунктов. В горных регионах возможны сходы лавин, на водоемах - происшествия с рыбаками. В Сибири около 120 опасных участков автодорог, где повышен риск ДТП.
Округ располагается в трансазиатском сейсмическом поясе. Наиболее сейсмоактивными областями являются Байкальская и Алтае-Саянская сейсмические зоны.
Благодаря комплексному подходу к существующим рискам выстроена система непрерывности технологического цикла прогнозирования, при которой каждый последующий вид прогнозов уточняет предыдущий. Это позволяет снизить вероятность возникновения ЧС и минимизировать материальный и финансовый ущерб от катастроф.http://tass.ru/mchs/3803451