11.09.2016
На Кубани в ночь с 8 на 9 сентября произошла жестокая расправа над экспедицией добровольных пожарных, включая активистов российского отделения "Гринпис" и "Экологической вахты по Северному Кавказу". Такое случиллсь впервые за всю 20-летнюю историю существования российского "Гринпис".
Активисты "Гринпис", "Эковахты" и несколько добровольцев прибыли в начале сентября в Краснодарский край для тушения крупных пожаров, бушующих на водно-болотных угодьях, включая особо охраняемые природные территории.
За счет героических усилий им удалось локализовать огромный пожар в Черновских плавнях.
Неприятности начались 7 сентября - хозяин охотничьей базы "Малый Бейсуг" в Брюховецком районе, где расположились экологи, внезапно вернул им деньги за проживание и попросил срочно съезжать. Активисты переехали в другое место - на частную дачу в Приморско-Ахтарском районе, вблизи хутора Садки. Ночью они заметили, что над местом их размещения летает беспилотник, а к воротам кто-то подходит.
На следующий день, 8 сентября, утром, на базу прибыли так называемые казаки из приморско-ахтарского казачьего общества, которые потребовали, чтобы их пропустили на частную территорию. Получив отказ, они вызвали полицию. При этом экологов оскобляли, говоря, что они "изменники родины", "засланцы пендосии", требовали, чтобы они "убирались в свою пендосию". Прибывшие правоохранители вместе с "казаками" заблокировали пожарным выезд, заявив, что идет какое-то "разбирательство".
Только после поднятого шума, около 17:00, блокада была снята, и активисты смогли выехать на тушение пожара. Примерно в 22:00 они вернулись на базу и вскоре легли спать. Для безопасности был выставлен "ночной дозор" в виде гринписовца Михаила Крейндлина (в свое время очень серьезно помогавшего защитникам Химкинского леса).
Вот что рассказал Крейндлин о дальнейших событиях:
"Около полуночи я заступил на дежурство. Примерно через час заметил, что к воротам кто-то подошел - свет фонаря отражался от светоотражателей на штанах. Подошел узнать, в чем дело. Увидел, что за воротами стоят двое молодых людей. Один из них сказал, что мы вас, мол, предупреждали, чтобы вы "отсюда убирались". Я попробовал вступить с ними в разговор, однако в этот момент увидел, что через забор лезут люди в масках. Все произошло очень быстро: нападавшие хорошо ориентировались на территории дачи, сразу кинулись к домику, где жил женский состав экспедиции, вскрыли дверь, начали выволакивать девушек на улицу. В это время другие молодчики (всего нападавших было 8 человек) громили автомобили - резали покрышки, разбили стекло на нашей "Газели", кинули туда какую-то ампулу. Гриша Куксин успел крикнуть, чтобы не резали колеса - иначе мы физически не сможем выполнить их требования - уехать из Краснодарского края. Резать колеса нам не стали, но на машине "ЭкоВахты" резину порезать успели. На ворота дачи успели также нанести надпись "Тут пендосы". Когда молодчики прыгали через забор и бежали к домику, я пытался применить газораспыляющее устройство, но меня несколько раз ударили резиновой дубинкой, после чего я упал на землю, и меня начали бить ногами, в том числе по лицу. Гриша Куксин пытался заблокировать ворота с помощью одной из наших машин, но на стекла наставили предметы, которые в темноте были похожи на огнестрельное оружие (хотя, может, это и было огнестрельное оружие), приказали выйти, положили на землю. Вся "операция" продлилась 5-10 минут".
Как рассказал руководитель экспедиции Григорий Куксин:
"Нападение произошло около часа ночи, нападавшие перелезли через забор. У них были дубинки, ножи, пистолеты. Повредили машины, порезали колеса, порезали палатки, избили людей. Говорили, что если мы не уберемся отсюда до утра, то никто нас больше не найдет, чтобы мы убирались "в свою Америку, в свою пендосию". На воротах краской написали: "Тут пендосы". Я пытался заблокировать ворота, но на стекла машины наставили пистолеты, сказали выйти, положили на землю, немного попинали, стреляли рядом с головой, облили какой-то химической дрянью..."
"Они торопились, их задача была нас напугать, а не методично избавиться от людей или от техники, поэтому пострадали дежурные, которые пытались всех поднять.
Машины, на которых приехали напавшие, стояли далеко. Нападавшие подбежали к лагерю. Все они были в одинаковых серых костюмах с капюшонами, с масками на лице, с ножами и пистолетами... Это полный бред, это не укладывается в голове, это никому сейчас не выгодно, – ни губернатору, ни силовикам, – устраивать такое в регионе перед выборами. Тем более что с губернатором были достигнуты прямые договоренности о работе в регионе. Логичной версии нет, почему был выбран вариант такого запугивания. Сейчас это серьезный российский скандал", - добавил Куксин в интервью Активатике.Орг.
Итогом "спецоперации" стал перелом носа и сотрясение мозга у Михаила Крейндлина и перелом ребер у добровольного пожарного из Забайкальского края Андрея Поломошнова. Им была оказана медпомощь - видео.
В одну из машин бросили светошумовую гранату, повредив ее. Кроме того, у активистов украли ценную технику.
По факту нападения краснодарскими силовыми структурами заведены уголовные дела по нескольким статьям УК: кража, угроза убийством и умышленное причинение легкого вреда здоровью.
"Гринпис" просит всех неравнодушных поучаствовать в киберакции за расследование нападения на экологов.
"Эковахта по Северному Кавказу" и "Гринпис" отмечают, что крупные пожары происходят на территории Бейсугских плавней и Ахтаро-Гривенских лиманов ежегодно. За ними могут стоять коммерческие интересы Бейсугского нерестового хозяйства, а целью, вероятно, является расчистка территории.
Стоит отметить, что и после огромного всероссийского и международного скандала из-за нападения на экологов их противопожарной экспедиции продолжили препятствовать. 11 сентября, по дороге на тушение пожаров в Адыгею, их снова остановила полиция. Четыре часа у 19 активистов "проверяли документы", а потом все же отпустилиhttp://www.ecmo.ru/documents/rasprava-s-grinpis-vpervye-v-istorii