01.08.2016 В рамках празднования Года пожарной охраны МЧС России мы продолжаем публикацию исторических материалов о становлении пожарной охраны Оренбуржья.
Вся надежда была на то, что как только обнаруживался пожар, сбегалось все население и своими силами тушили пожар. Такая картина была по всей области. В каждом районе был пожарный инспектор, который проводил пожарно-профилактическую работу, занимался противопожарной пропагандой, организовывал работу по подготовке населения к борьбе с пожарами. Постепенно пожарные команды были созданы в каждом районном центре, финансировались они из местных бюджетов и состояли в штатах местных Советов народных депутатов.
В оперативном отношении они полностью подчинялись областному отделу пожарной охраны УМВД. Районные пожарные инспектора фактически руководили всей деятельностью пожарных команд, хотя в каждой был свой штатный начальник команды. По мере восстановления народного хозяйства, разрушенного войной, увеличивался выпуск пожарных автомобилей, пожарно-технического вооружения, и пожарные команды начали получать пожарные автомобили.
Во многих колхозах и совхозах были добровольные пожарные дружины. Как правило, это одна лошадка, телега с бочкой, заполненной водой, и один- два пожилых человека, которые несли службу и, в случае пожара доставляли бочку с водой на пожар. Все это хозяйство размещалось в каком-либо строении, а население именовало его "пожарным сараем".
На востоке области в г. Новотроицке строили ОХМК, начатый строительством еще перед войной. Пускалось в эксплуатацию коксохимическое производство. Для пожарной охраны этого металлургического гиганта в 1950 г., по решению правительства, была создана ОВПК-5, строились и расширялись в г. Орске промышленные объекты, а вместе с ними и их инфраструктура.
С 1-го января 1955 г. в г. Орске были созданы две городские военизированные пожарные команды МВД - ОВПК-6 и ОВПК-7 и в середине года ВПК-6 по охране пущенного в эксплуатацию Орского завода синтетического спирта.
До 1966 г. в Оренбургской области, как и по всему Советскому Союзу, пожарная охрана была многоведомственной. Часть пожарных команд (частей) подчинялись МВД, часть местным органам власти - городским и районным Советам народных депутатов, часть пожарных команд были ведомственного подчинения - это те, которые содержались на средства охраняемых предприятий и подчинялись руководителям предприятий. На мелких предприятиях, в организациях содержались одна-две, а иногда и больше единиц ведомственных работников пожарной охраны.
Задачи пожарной охраны были общими, но подход к их решению в разных ведомствах решался по-своему и нередко вразрез с общесоюзными требованиями.
3 мая 1966 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 344 "Об улучшении организации пожарной охраны в стране". Первый пункт Постановления гласил: "Признать необходимым сосредоточить пожарную охрану городов, поселков городского типа и районных центров, а также объектов народного хозяйства в системе Министерств охраны общественного порядка союзных республик, за исключением Министерств и ведомств согласно приложению.
В связи с этим организовать в системе Министерств охраны общественного порядка союзных республик наряду с военизированной пожарной охраной профессиональную пожарную охрану".
Совет Министров РСФСР в свою очередь принял Постановление от 6 июля 1966 г. № 588 "Об улучшении организации пожарной охраны в РСФСР, которое было объявлено Приказом министра охраны общественного порядка РСФСР № 430 от 11 июля 1966 г.
Согласно приложению к п. 1 Постановления СМ СССР от 3 мая 1966 г. № 344, на территории Оренбургской области не подлежала передаче в систему МООП РСФСР пожарная охрана воинских частей Министерства обороны, Оренбургского отделения железной дороги, управления хлебопродуктов облисполкома, Оренбургского и Орского аэропортов гражданской авиации, а также Бугурусланского летного училища гражданской авиации и некоторые другие.http://volga.mchs.ru/pressroom/news/item/718803/