06.05.2016 Грозные годы для воронежских огнеборцев
В мае 1940 года начальника противопожарной службы города Воронежа Георгия Михайловича Ивастова и начальника пожарной охраны завода СК Николая Уваровича Фролова направили на пожарно-технические курсы в Ленинград. Там, наряду с другими вопросами, они изучали методы борьбы с зажигательными бомбами (ЗАБ).
На второй день после прибытия в Воронеж на военном аэродроме для работников обкома ВКП(б), руководителей военного гарнизона, управлений НКВД и пожарной охраны Ивастов демонстрировал особенности тушения ЗАБ. Для этого с самолета была сброшена килограммовая бомба, к которой он смело подбежал и кинул ее в ведро с водой. После такой демонстрации сверху была дана команда обучить население города способам борьбы с зажигательными бомбами. С этой целью использовали «зажигалки» разного веса, в том числе и очень крупные и мощные.
Для массового охвата населения занятия проводились на стадионе «Динамо», трибуны которого во время них были переполнены. Об этих занятиях по радио, а также в листовках и афишах, которые расклеивались на домах и рекламных тумбах, жители города оповещались заранее. В центре футбольного поля строился дощатый дом, на который с самолета сбрасывали зажигательные бомбы. Килограммовые – тушили в ведрах, большего веса – в бочках. И всеми занятиями руководил Ивастов.
С первых дней Великой Отечественной войны все подразделения пожарной охраны Воронежской области, включая и вневедомственную, были переведены на казарменное положение и приступили к выполнению большой работы по профилактике и пожаротушению в условиях военного времени.
Приказом начальника воронежского гарнизона от 23 июня 1941 года были объявлены неотложные мероприятия по усилению местной противовоздушной обороны, а приказом от 24 июня того же года определены задачи по организации из рабочих и служащих дружин для борьбы с пожарами и другими бедствиями.
36 тысяч воронежцев вступило в ряды бойцов групп самозащиты МПВО, из них 6 тысяч женщин, вошедших в состав противопожарных звеньев. Работники государственного пожарного надзора в сжатые сроки обследовали не только предприятия и учреждения, но и весь город для срочного выполнения противопожарной защиты от нападения фашистской авиации. Благодаря их настойчивости сносились многие деревянные строения: гаражи, бараки, ларьки и заборы, которые могли способствовать быстрому развитию крупных пожаров.
На случай выхода из строя городского водопровода, для целей пожаротушения, строились пожарные водоемы емкостью 100-150-200 кубометров. Так в Центральном и Ворошиловском районах за относительно короткий промежуток времени было построено 30 таких бассейнов.
Бомбежки и тактика тушения
Первый массированный налет вражеской авиации на Воронеж был совершен 19 сентября 1941 года. Подразделения пожарной охраны и МПВО успешно вели борьбу с пожарами, без особых трудностей справлялись с «зажигалками», обеспечивали укрытия населению, оказывали первую доврачебную помощь раненым.
Налеты повторялись, бомбежке подвергались наиболее важные промышленные предприятия, в том числе и Воронежский авиационный завод, на который фашисты сбрасывали пятисот и тысяче- килограммовые бомбы. Но благодаря героизму пожарных и рабочих-авиастроителей завод продолжал работать и выпускать столь необходимые фронту штурмовики Ил-2, вплоть до эвакуации – середины ноября 1941 года.
По словам начальника городской пожарной охраны Георгия Ивастова, пожарные области, несмотря на скромную зарплату, принимали активное участие и в отчислении средств на оборону страны. Председатель Государственного комитета обороны И.В.Сталин дважды благодарил огнеборцев воронежского края, которые внесли 748335 тысяч рублей на строительство эскадрильи боевых самолетов для 41-го Воронежского штурмового авиационного полка.
С приближением фронта Воронеж и область стали подвергаться наиболее интенсивным ожесточенным бомбардировкам. За несколько месяцев было сброшено 41877 фугасных и 23108 зажигательных авиабомб. Возникли массовые пожары, уничтожавшие целые кварталы улиц Плехановской, Среднемосковской, Пушкинской, Свердлова, проспекта Революции и других. Горели заводы имени Дзержинского, Ленина и железнодорожные станции. Однако пожарные Воронежа, как и огнеборцы Ленинграда, применяли активную наступательную тактику тушения пожаров. В условиях бомбардировок и артобстрелов они не укрывались в убежищах, а боролись с пожарами сразу, как только те возникали.
Обрывалась телефонная связь, из-за огромного количества пожаров распылялись силы и средства, сказывалась и нехватка самих пожарных. Только 1941 году были призваны или ушли добровольцами на фронт более двухсот воронежских огнеборцев, многие из которых погибли, защищая Родину. В числе погибших на фронте оказались М. Каширский, С. Смагин, В. Чернышов, М. Жиров, К. Наумов, А. Герасимов. Их места занимали, в основном, молодые, еще малоопытные женщины. И все же они справлялись с возложенными на них задачами и в боевой обстановке работали не хуже мужчин.
А вот что говорилось в докладной записке «О некомплекте личного состава городской пожарной охраны НКВД Воронежской области», направленной в адрес секретаря обкома ВКП (б) начальником Управления НКВД Голубевым и начальником ОПО Меньшиковым 21 февраля 1942 года:
«…Военкоматами почти ежедневно вызываются для призыва в армию бойцы и командиры пожарной охраны, в том числе и забронированные. Так, за время войны только в г. Воронеже из частей городской пожарной охраны НКВД призвано в армию из 262 человек, имевшихся на 22.06.1941 г., 142 чел., т.е. 53% к личному составу.
За первые полтора месяца 1942 года из ГПО г. Воронежа призвано 42 чел., а после Вашего указания 6.02. с.г. на совещании работников МПВО о том, чтобы военкоматы прекратили ослабление пожарной охраны областного центра, военкоматами за 10 дней призвано еще 16 человек пожарных работников.
Согласно директивы Зам. Наркома Внутренних Дел СССР мы сейчас разбронировываем и передаем в армию 35 чел. пожарных работников, но военкоматы, помимо этого, призыв из частей пожарной охраны продолжают в индивидуальном порядке…»
2 июля 1942 года во время очередного налета одна из бомб попала в здание пожарной части, расположенной по улице Карла Маркса. Рядовой Донцов был убит, тяжело ранило пожарного Н. Мартыненко. Нарушена вся телефонная связь командного пункта противопожарной службы, который находился в подвальном помещении. Тогда же при бомбардировке завода СК-2 на боевом посту погибли пожарные В. Болдырихин, Г. Голодов, В. Мыльников, С. Пятов и Ф. Селютин.
В один из ночных авианалетов несколько крупных «зажигалок» попало и в большой 70-й дом по улице Володарского, где жили сотрудники милиции. Огонь быстро распространился по этажам этого дома, внутренние стены, перегородки и перекрытия которого были деревянными. Однако мобилизованные Г. Ивастовым и начальником первой части В. Кусяковым пожарные в составе двух неполных отделений, задыхаясь в едком дыму и получая серьезные ожоги, все-таки его спасли.
Более того. Едва одолев столь крупный пожар, огнеборцы принялись тушить верх колокольни Воскресенского храма, расположенного поблизости. Церковное сооружение полыхало так, что со своей высоты освещало весь Воронеж, значительно демаскируя городские объекты. Поэтому, следуя приказу начальника УПО капитана госбезопасности В. Меньшикова – во что бы то ни стало ликвидировать горение, пожарные боролись с огнем под постоянными бомбежками и обстрелом до тех пор, пока оно не выполнили этот приказ.
Наиболее интенсивным бомбежкам город подвергался в конце июня – начале июля 1942 года. Выехав 26 июня на тушение пожаров, подразделения пожарной охраны и МПВО в течение десяти дней не возвращались на место постоянной дислокации, работая без сна и отдыха. Ибо, потушив один пожар, они сразу переходили на другой, спасая родной город от уничтожения.
Громадное количество фугасных, зажигательных и других бомб было сброшено 26 и 27 июня 1942 года на станцию «Воронеж-1» и паровозоремонтный завод имени Дзержинского. Только на один сборочный цех завода пришлось свыше 80-ти больших «зажигалок». Горели и само предприятие, и железнодорожная станция, и жилые дома на прилегающих к заводу улицах, где огнеборцы дороги работали в тесном взаимодействии с пожарными города и служащими объектовых противопожарных формирований МПВО.
Больше суток велась борьба с этими пожарами, а после их ликвидации пожарные подразделения ЮВЖД по команде областного штаба МПВО приступили к новой работе - тушению жилых домов по улицам Плехановской, Кольцовской, проспекту Революции и Индустриальному переулку.
Более 70-ти человек удалось спасти железнодорожным огнеборцам из охваченных огнем зданий и сооружений. Среди тех, кто принимал наиболее активное участие в ликвидации этих пожаров, работая под постоянными разрывами вражеских бомб, были начальник пожарной команды Т. Гунькин, пожарные Колесов, Попова, Печуговская и Тихонова.
Немало женщин-пожарных, участвовавших в подобных операциях, проявили истинный героизм, оплатив за него ценою собственной жизни. Так 2 июля 1942 года при тушении пожара на станции «Воронеж-1» геройски погибла боец-пожарная Сенцова.
Пожарные в городе
В первые дни июля фашисты были у стен Воронежа. И в ночь с 5-го на 6 число подразделения пожарной охраны получили команду об эвакуации из правобережной части города.
В то время улица Степана Разина и старая речная дамба, которые являлись основным путем эвакуации на восток, были заполнены нескончаемым потоком людей, телег и различной автотехники. Над головами эвакуируемых ревели несущие разрушение и смерть бомбардировщики. Часть вражеских самолетов, заходя со стороны Новой Усмани, пикировала на беженцев, сбрасывая на них громадное количество листовок, которые никто не читал. А потом, освободившись от макулатуры, эти самолеты поднимались наверх правого берега и бомбили юго-западную часть города, оставленную совершенно без защиты.
В конце января 1943 года под натиском перешедшей в наступление Красной Армии немецкие войска бежали из Воронежа. И 25 января разрушенный и некогда прекрасный центр Черноземья был освобожден от захватчиков. Пожарные вошли в город вслед за армией, когда подступы к нему, и сам Воронеж еще не были полностью разминированы, и несколько бойцов подорвалось на минах.
Войдя в Воронеж, личный состав, который не имел крыши над головой, в течение трех месяцев подавал воду с берега реки в водопроводную сеть правобережья. Тем самым пожарные обеспечивали водой возвращающиеся из эвакуации предприятия, государственные учреждения и население. И только к 1 сентября 1943 года городской водопровод был восстановлен.
Из-за того, что здания пожарных депо были разрушены, пожарные части временно пытались занимать помещения различных организаций, которые находились в эвакуации. Но с возвращением «хозяев» они вынуждены были быстро покидать эти здания. Поэтому в силу сложившихся обстоятельств пожарная техника и личный состав первой и второй частей размещались на улице. Достаточно сказать, от здания второй пожарной части, расположенной на улице Кольцовской, остались лишь одни полуразрушенные кирпичные стены.
Здания пожарной охраны восстанавливались руками бойцов. Сначала с разрешения областных чиновников они заготавливали лес в поселке Бор Рамонского района, а затем перевозили его в Воронеж, где своими же силами обрабатывали. Так, на территории нынешней площади Ленина пожарные второй части пилили и тесали бревна. Там же они несли караульную службу, во время которой, меняя друг друга, спали под открытым небом на стружках и опилках. И прямо оттуда по тревоге выезжали на пожары.
Восстановив пятый бокс второй части, пожарные стали строить помещение пункта связи. Из-за отсутствия другого кровельного материала, крышу покрывали в основном толью, «доставая» ее только через председателя горисполкома П.Мирошниченко, который хорошо знал о героизме воронежских пожарных и очень ценил их труд. Таким же образом шло восстановление и первой, третьей, Отрожской и Сомовской частей.
Но, несмотря на посильную помощь со стороны властей, в целом личный состав пожарной охраны нес службу в тяжелейших и порой невыносимых условиях. Обмундирования и обуви не было, и поэтому многие работали в чем придется – в рваной одежде, разбитых ботинках или сапогах, сшитых из списанных пожарных рукавов. В качестве топлива для печек-буржуек использовалась подсолнечная лузга, смешанная с глиной и смоченная водой.
Еще хуже было положение с пожарной техникой. Лишь единицы из попавших под бомбежку пожарных машин были пригодны для эксплуатации. Поэтому разбитые автомобили были вынуждены восстанавливать, и опять своими силами. Занимался ремонтом автомеханик В. Шуринов со своими помощниками. Причем ремонтировали они не только отечественные машины, типа ПМЗ-1 и ПМЗ-2, но и иностранные автомобили - «Магирус», «Форд», «Мерседес Бенс», которые могли вывозить сразу по 9 кубометров воды и имели мощные насосы.
Автобус «ГАЗ», приобретенный на военном авторемонтном заводе, пожарные переоборудовали под машину связи и освещения, восстановили два грузовых автомобиля и один легковой «Виллис». В общем, постепенно уже в первые годы после освобождения Воронежа городская пожарная охрана начала приобретать тот вид, который имела до войны. А чуть позже стали укомплектоваться и штаты пожарных частей. Ряды пополнялись за счет выпускников Ленинградского, Харьковского и других пожарно-технических училищ страны, которые затем и восстановили ее былую мощь.
Военный опыт МПВО
С возникновением и развитием в начале ХХ века авиации, способной наносить удары по тылам воюющих сторон, появилась и проблема защиты населения. В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) в России проводились эпизодические мероприятия по защите прифронтовых объектов тыла и населения от воздействия артиллерии и авиации противника, а также применения химического оружия.
Собственно же гражданская защита в нашей стране, и соответственно в Воронежской губернии, началась с обращения Революционного комитета обороны Петрограда от 3 марта 1918 года к населению, в котором определялись правила поведения граждан при воздушном нападении.
В дальнейшем в оборонной политике государства появилась тенденция к объединению всех мероприятий по противовоздушной и противохимической обороне в единую государственную систему. Постановление Совета Народных Комиссаров от 4 октября 1932 года «О противовоздушной обороне СССР» закрепило это объединение и положило начало деятельности централизованной общесоюзной организации – местной противовоздушной обороны страны (МПВО).
К 1941 году по всей стране усилиями МПВО, Осоавиахима и других общественных организаций было обучено около 40 миллионов человек способам противовоздушной, противохимической и санитарной защиты.
В сельской местности и в городах тыла, в том числе и в Воронеже, подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите в основном осуществлялась общественными организациями Осоавиахима и Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Местные же власти, из-за перегрузки основной работой, своей инициативы по вопросам МПВО, как правило, проявляли мало. В результате недостаточного внимания к МПВО органы управления и население Воронежской области к началу войны оказались практически неготовыми к серьезному повороту событий. И потому ряд необходимых мероприятий в этом отношении ими не был осуществлен.
Опыт первых дней Великой Отечественной войны, действия вражеской авиации в советском тылу показали, что необходима серьезная реорганизация всей системы МПВО, в том числе и проведение ряда организационных мероприятий по защите важных промышленных объектов и населения от возможных ударов с воздуха на достаточно значительном расстоянии от линии фронта. В немалой степени коснулось это и нашего города.
Военно-стратегическое положение Воронежа, его резервно-экономическое значение хорошо понимали политические и военные руководители фашистской Германии. Поэтому хорошо известно, что в их захватнических планах город занимал далеко не последнее место. Уже с осени 1941 года, когда моторизованные колонны гитлеровцев рвались к Москве, значительные вражеские силы были направлены и на Воронеж, из района Ельца на него двигались дивизии 34-го армейского корпуса, и уже тогда он стал подвергаться систематическим ударам с воздуха.
Почти 30 тысяч воронежских бойцов встали в ряды народного ополчения. На строительство оборонительного кольца вокруг города вышло 100 тысяч рабочих, служащих, студентов, домохозяек и школьников. В сжатый срок были эвакуированы в глубокий тыл все важнейшие предприятия города вместе со станочным оборудованием, рабочими и их семьями. Достаточно сказать, что, если до войны в Воронеже проживало 375 тысяч жителей, то уже осенью 1941 года в нем осталось немногим более половины.
В результате принятых мер по усилению боеспособности МПВО первый массированный налет вражеской авиации на Воронеж не оказался неожиданным. Воины гарнизона и подразделения МПВО во время налета поддерживали порядок и организованность, обеспечивали укрытие населения в убежищах, тушили зажигательные бомбы, оказывали первую доврачебную помощь раненым в очагах поражения и выполняли самые различные работы по ликвидации последствий нападения с воздуха.
Особо следует выделить подвиг воронежских авиастроителей. Бойцы формирований МПВО несли там круглосуточное боевое дежурство. На крышах цехов были установлены скорострельные зенитные пулеметы, на заводском аэродроме постоянно дежурили два звена самолетов Ил-2, а на случай высадки десанта, в боевой готовности находился бронеавтомобиль, созданный заводскими умельцами на шасси грузовика ЗИС-5. Всё же важнейшее оборудование, коммуникации, компрессорные станции и другие важные объекты были защищены броней.
Много сил и энергии для защиты завода от налетов вражеской авиации отдали его главный механик Л.Ефремов, начальник бюро ремонта Б.Данилов и начальник бюро механизации М.Огальцов, возглавлявшие аварийно-восстановительную службу завода. Однако, несмотря на принятые меры, избежать налетов немецких самолетов на завод не удалось.
Так, пасмурным днем в сентябре 1941 года из облаков неожиданно «вынырнул» немецкий бомбардировщик «Дорнье». На малой высоте по диагонали он пересек территорию завода и сбросил 17 бомб, среди них одну тысячекилограммовую, другие весом поменьше. Тысячекилограммовая бомба упала между котельной и главной трансформаторной будкой, другие угодили в кабельный канал, в цехи гидравлических прессов, раскройный, револьверно-автоматный и механический, а также оказались возле подстанции. Все бомбы были замедленного действия.
Аварийно-восстановительная команда немедленно приступила к извлечению и обезвреживанию бомб. Операция эта была сложной и опасной, но руководители и бойцы МПВО справились с ней успешно. Умение и смелость при обезвреживании проявили инженер ОГЭ Андреев, механик цеха Лысенков, начальник аварийно-восстановительной команды Данилов, офицер Минчаковский, слесарь Плужников и другие активисты МПВО завода.
В октябре 1941 года налеты немецкой авиации на Воронеж усилились. И снова особенно часто бомбился авиационный завод. Во время одного из таких налетов, случившегося в начале октября, бомбардировщик «Юнкерс-87» сбросил на авиационный завод две тысячекилограммовые фугасные авиабомбы. Одна бомба попала в шестой цех, другая – в малярку. Бомба, попавшая в малярку, не взорвалась, ее быстро обезвредила служба МПВО. Другая же при взрыве разрушила часть стены цеха, главный воздуховод и магистраль противопожарной системы агрегатных цехов. Поскольку был обеденный перерыв, пострадало лишь шесть человек. Все повреждения удалось быстро устранить, и ночью цех продолжил выполнять свою обычную работу.
Наряду с фугасными авиабомбами на территорию завода сбрасывалось много зажигательных бомб. Они вызывали пожары и загорания, грозившие уничтожить производственные помещения. На борьбу с зажигательными авиабомбами поднимались все бойцы и командиры формирований МПВО завода. С помощью рабочих и служащих завода они мужественно боролись с пожарами и вели большой объем аварийно-восстановительных работ. Благодаря этому завод жил и нормально функционировал, выпуская, вплоть до его эвакуации в Куйбышев, так необходимые фронту штурмовики «Ил-2».
Работа МПВО авиационного завода по борьбе с пожарами получила высокую оценку Военного совета Юго-Западного фронта, штаб которого с октября 1941 по май 1942 года размещался в Воронеже. Главнокомандующий Юго-Западным направлением маршал С.К.Тимошенко наградил начальника аварийно-восстановительной службы МПВО завода Л. Ефремова орденом «Красной Звезды» и поощрил других активных ее бойцов, в число которых вошли Е. Титков, В. Доброзраков, Я. Воропаев, М. Воробьев, М.Вахтель и А. Цветков.
В конце 1941 года Воронеж официально утвердили пунктом ПВО. В декабре команды МПВО города были переведены на казарменное положение, был образован аварийно-восстановительный полк и на всех объектах созданы формирования МПВО.
1942 год для защитников воронежской земли и формирований МПВО оказался самым тяжелым. Противник намеревался окружить и уничтожить наши войска западнее Дона, а при благоприятной обстановке с ходу овладеть Воронежем, превратив его в мощный бастион, который надежно прикрывал бы левый фланг главной группировки немцев на юге.
Вопреки вражеским планам
Но планам врага не суждено было сбыться. После упорных боев на основных оборонительных позициях, затем на промежуточных рубежах наши войска отошли к Дону, и 5 июля прочно закрепились на его берегах западнее и южнее Воронежа. Только на узких участках, в районах Малышево и Семилук, в начале июля противнику удалось значительными силами преодолеть Дон, а затем и ворваться в правобережную часть Воронежа.
Еще до того, как фашистские танковые клинья достигли Дона, Воронеж подвергся массированным налетам авиации. Первый такой налет произошел вечером 27 июня, когда на город было сброшено 250 фугасных и свыше 3 тысяч зажигательных бомб. В дальнейшем с 28 июня по 7 июля интенсивность налетов авиации противника не ослабевала. Фугасные и зажигательные бомбы валились с неба тысячами. Только за 18 часов светлого времени 5 июля немецкой авиацией на Воронеж было сделано 1154 самолетовылетов и сброшено 12 тысяч бомб разного калибра.
В первые дни этих страшных налетов воины местного гарнизона, личный состав 41, 125, 233, 287-го полков НКВД, формирования МПВО самоотверженно боролись с последствиями налетов: тушили пожары, разбирали завалы, спасали раненых и имущество, ремонтировали водопровод, электросеть, железнодорожные и трамвайные пути. Но бомбежки продолжались с нарастающей силой, город превратился в гигантский костер. Этому способствовало и то, что в довоенном Воронеже большая часть жилого фонда состояла из деревянных домов индивидуальной застройки.
4 июля в сложнейших условиях началась массовая эвакуация гражданского населения, учреждений, заводского оборудования, других материальных ценностей. Удалось отправить в тыл более 25 тысяч женщин, детей, учащихся ремесленных училищ, и многие важные грузы.
5 июля темпы эвакуации резко замедлились. Бомбежки и пожары, пробки на железной дороге, нехватка автотранспорта – все это вынуждало оставлять на месте ценности, а людей – уходить из города пешим порядком. Дороги, ведущие из Воронежа на восток, были запружены толпами беженцев. Над ними кружили немецкие самолеты.
В те трагические для Воронежа дни погибло много гражданского населения. Вот как говорил об этом тогдашний член Военного совета войск ПВО страны генерал И.А.Орлов: «Мне пришлось участвовать в боях за Москву, Ленинград, Воронеж, Сталинград, Мурманск и в других местах. Всюду погибло много советских людей. Самое же тяжелое впечатление осталось от Ленинграда и Воронежа. Здесь, как может быть нигде, погибло много гражданского населения, особенно женщин и детей».
Части и формирования МПВО внесли свой весомый вклад в разгром немецких захватчиков на Воронежской земле. Они в тяжелейших условиях, зачастую при нехватке сил и средств, обеспечивали в прифронтовой полосе первичное восстановление коммунально-энергетических систем, транспортных коммуникаций и линий связи.
Особенно трудно пришлось формированиям МПВО Воронежа после захвата гитлеровцами правобережной части областного центра. Базируясь в левобережной части города - в Отрожке, пригородной зоне - в Дубовке и Отрадном, они мужественно продолжали выполнять свои задачи.
После освобождения Воронежа 25 января 1943 года штабы и формирования МПВО возвратились в город. Большой объем работ по восстановлению городского хозяйства выполняли 395, 396 и 397-й отдельные батальоны МПВО НКВД, которые имели в своем составе по 5 рот: управления, аварийно-восстановительную, противопожарную, дегазационную и медико-санитарную.
Но, пожалуй, самую работу выполняли минеры-пиротехники городского Штаба МПВО под руководством помощника начальника Штаба по боевой подготовке Ивана Михайловича Севрюкова и представителя ГУ МПВО НКВД Петра Федоровича Степанова. После января 1943 года они подготовили 685 новых минеров-пиротехников, да и сами участвовали в разминировании. Лишь одним И.М Севрюковым обезврежено 370 мин и 209 авиабомб.
Только воронежскими девушками-минерами под руководством командира пиротехнического отделения (входившего в городской Штаб МПВО) Александры Тимофеевны Скляровой (Фоминой) были обезврежены 18279 мин, 466 фугасных неразорвавшихся авиабомб, 1230 артснарядов и много прочих взрывоопасных предметов.
Воронежские бойцы МПВО помогали и другим городам. По окончанию основных работ по разминированию Воронежа в 1944 году один батальон МПВО был направлен в Харьков (1395-й), другой - в Запорожье, а потом - в Минск, Львов и Ригу. В 1945 году, когда завершились военные действия на западе, 395-й батальон МПВО НКВД был переведен в Хабаровск, а вместе с ним на Дальний Восток отправились воронежские девушки-минеры отделения А.Т.Скляровой (Фоминой). И только в ноябре 1945 года они возвратились домой.
Из состава МПВО города Воронежа и области еще в годы войны были награждены орденами и медалями 36 человек, 34 из которых удостоены нагрудного знака «Отличный минер». Орденами «Красного Знамени» награждены И.М.Севрюков и В.Ф.Ерохова, «Красной Звезды» - А.Т.Склярова, М.И.Пилипочкина, А.И. Позднякова, А.И. Найденова, медалью «За отвагу» - А.А. Лукьянова.http://central.mchs.ru/news/item/643451/