Проект "Пожарная Каланча" : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

здесь могла быть ваша реклама Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!!

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:
Речевые сообщения
[24.11 1:21] 39/3481


Новые темы обсуждений:
Сообщения о пожаре
[24.11 1:22] 0/28
Подробнее

Новости и События

Проект "Пожарная Каланча"
06.05.2016 Грозные годы для воронежских огнеборцев

В мае 1940 года начальника противопожарной службы города Воронежа Георгия Михайловича Ивастова и начальника пожарной охраны завода СК Николая Уваровича Фролова направили на пожарно-технические курсы в Ленинград. Там, наряду с другими вопросами, они изучали методы борьбы с зажигательными бомбами (ЗАБ).

На второй день после прибытия в Воронеж на военном аэродроме для работников обкома ВКП(б), руководителей военного гарнизона, управлений НКВД и пожарной охраны Ивастов демонстрировал особенности тушения ЗАБ. Для этого с самолета была сброшена килограммовая бомба, к которой он смело подбежал и кинул ее в ведро с водой. После такой демонстрации сверху была дана команда обучить население города способам борьбы с зажигательными бомбами. С этой целью использовали «зажигалки» разного веса, в том числе и очень крупные и мощные.

Для массового охвата населения занятия проводились на стадионе «Динамо», трибуны которого во время них были переполнены. Об этих занятиях по радио, а также в листовках и афишах, которые расклеивались на домах и рекламных тумбах, жители города оповещались заранее. В центре футбольного поля строился дощатый дом, на который с самолета сбрасывали зажигательные бомбы. Килограммовые – тушили в ведрах, большего веса – в бочках. И всеми занятиями руководил Ивастов.

С первых дней Великой Отечественной войны все подразделения пожарной охраны Воронежской области, включая и вневедомственную, были переведены на казарменное положение и приступили к выполнению большой работы по профилактике и пожаротушению в условиях военного времени.

Приказом начальника воронежского гарнизона от 23 июня 1941 года были объявлены неотложные мероприятия по усилению местной противовоздушной обороны, а приказом от 24 июня того же года определены задачи по организации из рабочих и служащих дружин для борьбы с пожарами и другими бедствиями.

36 тысяч воронежцев вступило в ряды бойцов групп самозащиты МПВО, из них 6 тысяч женщин, вошедших в состав противопожарных звеньев. Работники государственного пожарного надзора в сжатые сроки обследовали не только предприятия и учреждения, но и весь город для срочного выполнения противопожарной защиты от нападения фашистской авиации. Благодаря их настойчивости сносились многие деревянные строения: гаражи, бараки, ларьки и заборы, которые могли способствовать быстрому развитию крупных пожаров.

На случай выхода из строя городского водопровода, для целей пожаротушения, строились пожарные водоемы емкостью 100-150-200 кубометров. Так в Центральном и Ворошиловском районах за относительно короткий промежуток времени было построено 30 таких бассейнов.

Бомбежки и тактика тушения

Первый массирован­ный на­лет вражеской авиации на Во­ронеж был совершен 19 сен­тября 1941 года. Подразделе­ния пожарной ох­раны и МПВО успешно вели борьбу с пожарами, без особых трудно­стей справ­лялись с «зажигал­ками», обеспечивали ук­рытия населению, оказывали пер­вую доврачебную помощь ране­ным.

Налеты повторялись, бомбежке подвергались наиболее важные промышленные предприятия, в том числе и Воронежский авиационный завод, на который фашисты сбрасывали пятисот и тысяче- килограммовые бомбы. Но благодаря героизму пожарных и рабочих-авиастроителей завод продолжал работать и выпускать столь необходимые фронту штурмовики Ил-2, вплоть до эвакуации – середины ноября 1941 года.

По словам начальника городской по­жарной охраны Георгия Ивастова, пожар­ные области, несмотря на скромную зарплату, принимали активное участие и в от­числении средств на оборону страны. Председатель Государ­ственного комитета обороны И.В.Сталин дважды благодарил огнеборцев воронежского края, которые внесли 748335 тысяч рублей на строительство эскад­рильи боевых самолетов для 41-го Воронежского штурмового авиационного полка.

С приближением фронта Во­ронеж и область стали подвер­гаться наиболее интенсивным ожесточенным бом­бардировкам. За несколько месяцев было сброшено 41877 фугасных и 23108 зажи­гательных авиабомб. Возникли массовые пожары, уничтожавшие целые кварталы улиц Плехановской, Среднемосковской, Пушкинской, Свердлова, проспекта Рево­люции и других. Горели заводы имени Дзержинского, Ленина и железнодорожные станции. Однако пожарные Воронежа, как и огнеборцы Ленинграда, применяли ак­тивную наступательную тактику тушения пожаров. В условиях бомбардировок и артобстрелов они не укры­вались в убежищах, а боро­лись с пожарами сразу, как только те возникали.

Обрывалась телефонная связь, из-за огромного ко­личества пожаров распыля­лись силы и средства, ска­зывалась и нехватка самих пожарных. Только 1941 году были призваны или ушли добровольцами на фронт более двухсот воронежских огнебор­цев, многие из которых погибли, защи­щая Родину. В числе погибших на фронте оказались М. Каширский, С. Смагин, В. Чернышов, М. Жиров, К. Наумов, А. Гера­симов. Их места занимали, в основном, молодые, еще ма­лоопытные женщины. И все же они справлялись с возло­женными на них задачами и в боевой обстановке рабо­тали не хуже мужчин.

А вот что говорилось в докладной записке «О некомплекте личного состава городской пожарной охраны НКВД Воронежской области», направленной в адрес секретаря обкома ВКП (б) начальником Управления НКВД Голубевым и начальником ОПО Меньшиковым 21 февраля 1942 года:

«…Военкоматами почти ежедневно вызываются для призыва в армию бойцы и командиры пожарной охраны, в том числе и забронированные. Так, за время войны только в г. Воронеже из частей городской пожарной охраны НКВД призвано в армию из 262 человек, имевшихся на 22.06.1941 г., 142 чел., т.е. 53% к личному составу.

За первые полтора месяца 1942 года из ГПО г. Воронежа призвано 42 чел., а после Вашего указания 6.02. с.г. на совещании работников МПВО о том, чтобы военкоматы прекратили ослабление пожарной охраны областного центра, военкоматами за 10 дней призвано еще 16 человек пожарных работников.

Согласно директивы Зам. Наркома Внутренних Дел СССР мы сейчас разбронировываем и передаем в армию 35 чел. пожарных работников, но военкоматы, помимо этого, призыв из частей пожарной охраны продолжают в индивидуальном порядке…»

2 июля 1942 года во время очередного налета одна из бомб попала в здание пожарной части, расположенной по улице Карла Маркса. Рядовой Донцов был убит, тяжело ранило пожарного Н. Мартыненко. Нарушена вся телефонная связь командного пункта противопожарной службы, который находился в подвальном помещении. Тогда же при бомбардировке завода СК-2 на боевом посту погибли пожарные В. Болдырихин, Г. Голодов, В. Мыльников, С. Пятов и Ф. Селютин.

В один из ночных авианалетов несколько крупных «зажигалок» попало и в большой 70-й дом по улице Володарского, где жили сотрудники милиции. Огонь быстро распространился по этажам этого дома, внутренние стены, перегородки и перекрытия которого были де­ревянными. Однако мобилизо­ванные Г. Ивастовым и на­чальником первой части В. Кусяковым пожарные в со­ставе двух неполных отделе­ний, задыхаясь в едком дыму и получая серьезные ожоги, все-таки его спасли.

Более того. Едва одолев столь крупный пожар, огне­борцы принялись тушить верх колокольни Воскресенского храма, расположенного побли­зости. Церковное сооружение полыхало так, что со своей вы­соты освещало весь Воронеж, значительно дема­скируя городские объекты. Поэтому, следуя при­казу начальника УПО капитана госбезопасности В. Меньшикова – во что бы то ни стало ликвидировать горение, пожарные боролись с огнем под постоян­ными бомбежками и обстрелом до тех пор, пока оно не выполнили этот приказ.

Наиболее интенсивным бомбежкам город подвергался в конце июня – начале июля 1942 года. Выехав 26 июня на тушение пожаров, подразделения пожарной охраны и МПВО в течение десяти дней не возвращались на место постоянной дислокации, работая без сна и отдыха. Ибо, потушив один пожар, они сразу переходили на другой, спасая родной город от уничтожения.

Громадное количество фугасных, зажигательных и других бомб было сброшено 26 и 27 июня 1942 года на станцию «Воронеж-1» и паровозоре­монтный завод имени Дзержинского. Только на один сборочный цех завода пришлось свыше 80-ти больших «за­жигалок». Горели и само предприятие, и железнодорожная станция, и жилые дома на прилегающих к заводу улицах, где огнеборцы дороги работали в тес­ном взаимодействии с пожарными го­рода и служащими объектовых проти­вопожарных формирований МПВО.

Больше суток велась борьба с этими пожарами, а после их ликвидации пожарные подразделения ЮВЖД по команде областного штаба МПВО приступили к новой работе - тушению жилых домов по улицам Плехановской, Кольцовской, проспекту Революции и Индустриальному переулку.

Более 70-ти человек удалось спасти железнодорожным огнеборцам из охваченных огнем зданий и сооружений. Среди тех, кто принимал наиболее активное участие в ликвидации этих пожаров, работая под постоянными разрывами вражеских бомб, были начальник пожарной команды Т. Гунькин, пожарные Колесов, Попова, Печуговская и Тихонова.

Немало женщин-пожарных, участвовавших в подобных операциях, проявили истинный героизм, оплатив за него ценою собственной жизни. Так 2 июля 1942 года при тушении пожара на станции «Воронеж-1» геройски погибла боец-пожарная Сенцова.



Пожарные в городе

В первые дни июля фашисты были у стен Воронежа. И в ночь с 5-го на 6 число подразделения пожарной охраны получили команду об эвакуации из правобережной части города.

В то время улица Сте­пана Разина и старая речная дамба, которые являлись основным путем эвакуации на восток, были заполнены нескончаемым потоком людей, телег и различной автотехники. Над головами эвакуируемых ревели не­сущие разрушение и смерть бомбардировщики. Часть вражеских самолетов, заходя со стороны Новой Усмани, пикировала на беженцев, сбрасывая на них громадное количество листовок, кото­рые никто не читал. А потом, освободившись от макулатуры, эти самолеты подни­мались наверх правого берега и бомбили юго-западную часть города, оставленную совершенно без защиты.

В конце января 1943 года под натиском пере­шедшей в наступление Красной Армии немецкие войска бежали из Воро­нежа. И 25 января разру­шенный и некогда прекрас­ный центр Черноземья был освобожден от захватчиков. Пожарные вошли в город вслед за армией, когда под­ступы к нему, и сам Воронеж еще не были полностью разминиро­ваны, и несколько бойцов подорвалось на ми­нах.

Войдя в Воронеж, личный состав, который не имел крыши над головой, в тече­ние трех ме­сяцев подавал воду с берега реки в водо­про­водную сеть правобе­режья. Тем самым пожар­ные обеспечивали водой возвращающиеся из эвакуации предприятия, го­сударственные уч­реждения и население. И только к 1 сентября 1943 года город­ской водопровод был восста­новлен.

Из-за того, что здания пожарных депо были разрушены, пожарные части временно пытались занимать помещения различных организаций, которые находились в эвакуации. Но с возвращением «хозяев» они вынуждены были быстро покидать эти здания. Поэтому в силу сложившихся обстоятельств пожарная техника и личный состав первой и второй частей размещались на улице. Достаточно сказать, от здания второй пожарной части, расположенной на улице Кольцовской, остались лишь одни полуразрушенные кирпичные стены.

Здания пожарной охраны восстанавли­вались руками бойцов. Сначала с разрешения областных чиновников они заготавливали лес в поселке Бор Рамон­ского района, а затем перевозили его в Во­ронеж, где своими же силами обрабатывали. Так, на территории нынешней площади Ленина пожарные второй части пилили и тесали бревна. Там же они несли караульную службу, во время которой, меняя друг друга, спали под открытым небом на стружках и опилках. И прямо оттуда по тре­воге выезжали на пожары.

Восстановив пятый бокс второй части, пожарные стали строить помещение пункта связи. Из-за отсутствия другого кровельного материала, крышу покрывали в основном толью, «доставая» ее только через председателя горисполкома П.Мирошниченко, который хорошо знал о героизме воронежских пожарных и очень ценил их труд. Таким же образом шло восстановление и первой, третьей, Отрожской и Сомовской частей.

Но, несмотря на посильную помощь со стороны властей, в целом личный состав пожарной охраны нес службу в тяжелейших и порой невыносимых условиях. Обмундирования и обуви не было, и поэтому многие работали в чем придется – в рваной одежде, разбитых ботинках или сапогах, сшитых из списанных пожарных рукавов. В качестве топлива для печек-буржуек использовалась подсолнечная лузга, смешанная с глиной и смоченная водой.

Еще хуже было положение с пожарной техникой. Лишь единицы из попавших под бомбежку пожарных машин были пригодны для эксплуатации. Поэтому разбитые автомобили были вынуждены восстанавливать, и опять своими силами. Занимался ремонтом автомеханик В. Шуринов со своими помощниками. Причем ремонтировали они не только отечественные машины, типа ПМЗ-1 и ПМЗ-2, но и иностранные автомобили - «Магирус», «Форд», «Мерседес Бенс», которые могли вывозить сразу по 9 кубометров воды и имели мощные насосы.

Автобус «ГАЗ», приобретенный на военном авторемонтном заводе, пожарные переоборудовали под машину связи и освещения, восстановили два грузовых автомобиля и один легковой «Виллис». В общем, постепенно уже в первые годы после освобождения Воронежа городская пожарная охрана начала приобретать тот вид, который имела до войны. А чуть позже стали укомплектоваться и штаты пожарных частей. Ряды пополнялись за счет выпускников Ленинградского, Харьковского и других пожарно-технических училищ страны, которые затем и восстановили ее былую мощь.



Военный опыт МПВО

С возникновением и развитием в начале ХХ века авиации, спо­собной наносить удары по тылам воюющих сторон, появилась и проблема защиты населения. В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) в России проводи­лись эпизодические мероприятия по защите прифронтовых объек­тов тыла и населения от воздей­ствия артиллерии и авиации про­тивника, а также применения хи­мического оружия.

Собственно же гражданская защита в нашей стране, и соот­ветственно в Воронежской губер­нии, началась с обращения Рево­люционного комитета обороны Петрограда от 3 марта 1918 года к населению, в котором опреде­лялись правила поведения граж­дан при воздушном нападении.

В дальнейшем в оборонной политике государства появилась тенденция к объе­динению всех мероприятий по противовоздуш­ной и противохимической обороне в единую государ­ственную сис­тему. Постанов­ление Совета На­род­ных Комисса­ров от 4 ок­тября 1932 года «О про­тивовоз­душной обороне СССР» закрепило это объединение и поло­жило начало деятельности цен­трализованной общесоюзной ор­ганизации – ме­стной противовоз­душной обо­роны страны (МПВО).

К 1941 году по всей стране уси­лиями МПВО, Осоавиахима и других общест­вен­ных организа­ций было обу­чено около 40 мил­лио­нов че­ловек спо­собам проти­во­воз­душ­ной, про­тиво­химиче­ской и са­нитарной за­щиты.

В сельской ме­стности и в го­ро­дах тыла, в том числе и в Во­ро­неже, подготовка населения к про­тивовоздуш­ной и противохи­миче­ской за­щите в основном осуществлялась общественными ор­ганизациями Осоавиа­хима и Союза обществ Красного Креста и Красного Полуме­сяца. Местные же вла­сти, из-за перегрузки основной работой, своей инициа­тивы по вопросам МПВО, как правило, проявляли мало. В результате недостаточного вни­мания к МПВО ор­ганы управле­ния и население Воро­нежской области к началу войны оказались практически не­готовыми к серьезному повороту со­бытий. И по­тому ряд необходи­мых мероприя­тий в этом отноше­нии ими не был осуществлен.



Опыт первых дней Великой Отечественной войны, действия вражеской авиации в советском тылу показали, что не­обходима серьезная реорганиза­ция всей системы МПВО, в том числе и проведение ряда органи­зационных мероприятий по за­щите важных промышленных объектов и населения от воз­можных ударов с воздуха на достаточно значительном расстоянии от линии фронта. В немалой степени коснулось это и нашего города.

Военно-стратегиче­ское поло­жение Воро­нежа, его резервно-экономическое значе­ние хорошо понимали политические и воен­ные руководители фа­шистской Германии. Поэтому хорошо из­вестно, что в их за­хватнических планах город занимал далеко не последнее место. Уже с осени 1941 года, когда моторизованные колонны гитле­ровцев рвались к Москве, значи­тельные вражеские силы были направлены и на Во­ронеж, из района Ельца на него двигались дивизии 34-го армейского кор­пуса, и уже тогда он стал подвер­гаться систематическим ударам с воздуха.

Почти 30 тысяч воронежских бойцов встали в ряды народного ополчения. На строительство оборонительного кольца вокруг города вышло 100 тысяч рабочих, служащих, студентов, домохозяек и школьников. В сжатый срок были эвакуированы в глубокий тыл все важнейшие предприятия города вместе со станочным обо­рудованием, рабочими и их семь­ями. Достаточно сказать, что, если до войны в Воронеже про­живало 375 тысяч жителей, то уже осенью 1941 года в нем оста­лось немногим более половины.

В результате принятых мер по усиле­нию боеспособности МПВО первый мас­си­рованный налет вражеской авиации на Воронеж не оказался неожиданным. Воины гарнизона и подразде­ления МПВО во время налета поддерживали порядок и орга­ни­зованность, обеспечивали укры­тие населения в убежи­щах, ту­шили зажигательные бомбы, ока­зывали первую дов­ра­чебную по­мощь раненым в очагах пора­же­ния и выполняли самые раз­лич­ные ра­боты по ликвидации по­следст­вий напа­дения с воздуха.

Особо следует выделить под­виг воронежских авиастроите­лей. Бойцы формирований МПВО не­сли там круглосуточ­ное боевое дежурство. На кры­шах цехов были установлены скорострель­ные зенитные пуле­меты, на заво­дском аэродроме постоянно де­журили два звена самолетов Ил-2, а на случай высадки десанта, в бое­вой готовности находился бронеавтомобиль, созданный за­водскими умельцами на шасси грузовика ЗИС-5. Всё же важ­нейшее оборудование, коммуникации, ком­прессорные станции и другие важные объекты были за­щищены броней.

Много сил и энергии для за­щиты завода от налетов враже­ской авиации отдали его главный механик Л.Ефремов, начальник бюро ремонта Б.Данилов и на­чальник бюро механизации М.Огальцов, возглавлявшие ава­рийно-восстановительную службу завода. Однако, несмотря на принятые меры, избежать на­летов немецких самолетов на за­вод не удалось.

Так, пасмурным днем в сен­тябре 1941 года из облаков не­ожиданно «выныр­нул» немецкий бомбардировщик «Дор­нье». На малой высоте по диагонали он пересек территорию завода и сбросил 17 бомб, среди них одну тысячекилограм­мовую, другие весом поменьше. Тыся­чекило­граммовая бомба упала между котельной и главной трансформа­торной будкой, другие угодили в кабельный ка­нал, в цехи гидрав­лических прессов, раскройный, револьверно-автоматный и меха­нический, а также оказались возле подстанции. Все бомбы были замедленного действия.

Аварийно-восстановительная команда немедленно приступила к извлечению и обезвреживанию бомб. Операция эта была слож­ной и опасной, но руководители и бойцы МПВО справились с ней успешно. Умение и смелость при обезвреживании проявили инже­нер ОГЭ Андреев, механик цеха Лысенков, начальник аварийно-восстановительной команды Да­нилов, офицер Минчаковский, слесарь Плужников и другие ак­тивисты МПВО завода.

В октябре 1941 года налеты немецкой авиации на Воронеж усилились. И снова особенно часто бомбился авиационный за­вод. Во время одного из таких налетов, случившегося в начале октября, бомбардировщик «Юн­керс-87» сбросил на авиационный завод две тысячекилограммовые фугасные авиабомбы. Одна бомба попала в шестой цех, другая – в малярку. Бомба, попавшая в малярку, не взорвалась, ее быстро обезвре­дила служба МПВО. Другая же при взрыве разрушила часть стены цеха, главный воздуховод и магистраль противопожарной системы агрегатных цехов. По­скольку был обеденный пе­рерыв, пострадало лишь шесть человек. Все повреждения уда­лось быстро устранить, и ночью цех продол­жил выполнять свою обычную работу.

Наряду с фугасными авиабом­бами на территорию завода сбра­сывалось много зажигательных бомб. Они вызывали пожары и загорания, грозившие уничто­жить производственные помеще­ния. На борьбу с зажигательными авиабомбами поднимались все бойцы и командиры формирова­ний МПВО завода. С помощью рабочих и служа­щих завода они мужественно бо­ролись с пожа­рами и вели большой объем ава­рийно-восстанови­тельных работ. Благодаря этому завод жил и нормально функцио­нировал, вы­пуская, вплоть до его эвакуации в Куй­бышев, так необ­ходимые фронту штурмовики «Ил-2».

Работа МПВО авиационного завода по борьбе с пожарами по­лучила высокую оценку Военного совета Юго-Западного фронта, штаб которого с октября 1941 по май 1942 года размещался в Во­ронеже. Главнокомандующий Юго-За­падным направлением маршал С.К.Тимошенко наградил началь­ника аварийно-восстановитель­ной службы МПВО завода Л. Еф­ремова орде­ном «Красной Звезды» и поощ­рил других ак­тивных ее бойцов, в число кото­рых вошли Е. Титков, В. Добро­зраков, Я. Воропаев, М. Во­робьев, М.Вахтель и А. Цветков.

В конце 1941 года Воронеж официально утвердили пунктом ПВО. В декабре команды МПВО города были переведены на ка­зарменное положение, был образован аварийно-восстановитель­ный полк и на всех объектах соз­даны формирования МПВО.

1942 год для защитников во­ронежской земли и формирова­ний МПВО оказался самым тяже­лым. Противник намеревался ок­ру­жить и уничтожить наши вой­ска западнее Дона, а при благо­прият­ной обстановке с ходу ов­ладеть Воронежем, превратив его в мощный бастион, который на­дежно прикрывал бы левый фланг главной группировки нем­цев на юге.

Вопреки вражеским планам

Но планам врага не суждено было сбыться. После упорных боев на основных оборонитель­ных позициях, затем на промежу­точных рубежах наши войска отошли к Дону, и 5 июля прочно закрепились на его берегах за­паднее и южнее Воронежа. Только на узких участках, в рай­онах Малышево и Семилук, в на­чале июля противнику удалось значительными силами преодо­леть Дон, а затем и ворваться в правобережную часть Воронежа.

Еще до того, как фашистские танковые клинья достигли Дона, Воронеж подвергся массирован­ным налетам авиации. Первый такой налет произошел вечером 27 июня, когда на город было сброшено 250 фугасных и свыше 3 тысяч зажигательных бомб. В дальнейшем с 28 июня по 7 июля интенсивность налетов авиации противника не ослабе­вала. Фугасные и зажигательные бомбы валились с неба тысячами. Только за 18 часов светлого вре­мени 5 июля немецкой авиацией на Воронеж было сделано 1154 самолетовылетов и сброшено 12 тысяч бомб разного калибра.

В первые дни этих страшных на­летов воины местного гарни­зона, личный состав 41, 125, 233, 287-го полков НКВД, формиро­вания МПВО самоотверженно боролись с послед­ствиями нале­тов: тушили пожары, разбирали завалы, спасали раненых и иму­щество, ремонтировали водопро­вод, электросеть, железнодорож­ные и трамвайные пути. Но бом­бежки про­должались с нарас­тающей силой, город превратился в гигантский костер. Этому спо­собствовало и то, что в довоен­ном Воронеже большая часть жи­лого фонда состояла из деревян­ных домов инди­видуальной за­стройки.

4 июля в сложнейших усло­виях началась массовая эвакуация гражданского населения, учреж­дений, заводского оборудования, других материальных ценностей. Удалось отправить в тыл более 25 тысяч женщин, детей, учащихся ремесленных училищ, и многие важные грузы.

5 июля темпы эвакуации резко замедлились. Бомбежки и по­жары, пробки на железной до­роге, нехватка автотранспорта – все это вынуждало оставлять на месте ценности, а людей – ухо­дить из города пешим порядком. Дороги, ведущие из Воронежа на восток, были запружены толпами беженцев. Над ними кружили немецкие самолеты.

В те трагические для Воро­нежа дни погибло много граж­данского населения. Вот как го­ворил об этом тогдашний член Военного совета войск ПВО страны генерал И.А.Орлов: «Мне пришлось участвовать в боях за Москву, Ленинград, Воронеж, Сталинград, Мурманск и в других местах. Всюду погибло много со­ветских людей. Самое же тяжелое впечатление осталось от Ленин­града и Воронежа. Здесь, как может быть нигде, погибло много гражданского населения, осо­бенно женщин и детей».

Части и формирования МПВО внесли свой весомый вклад в разгром немецких захватчиков на Воронежской земле. Они в тяже­лейших условиях, зачастую при нехватке сил и средств, обеспе­чивали в приф­ронтовой полосе первичное восстановление ком­мунально-энер­гетических систем, транспортных коммуникаций и линий связи.

Особенно трудно пришлось формированиям МПВО Воро­нежа после захвата гитлеровцами правобережной части областного центра. Базируясь в левобереж­ной части города - в Отрожке, приго­родной зоне - в Дубовке и Отрад­ном, они мужественно про­дол­жали выполнять свои задачи.

После освобождения Воро­нежа 25 января 1943 года штабы и формирования МПВО возвра­тились в город. Большой объем работ по вос­становлению город­ского хозяй­ства выполняли 395, 396 и 397-й отдельные батальоны МПВО НКВД, которые имели в своем составе по 5 рот: управле­ния, аварийно-восстановитель­ную, противопожарную, дегаза­цион­ную и медико-санитарную.

Но, пожалуй, самую работу выполняли минеры-пиротехники городского Штаба МПВО под ру­ководством помощника началь­ника Штаба по боевой подготовке Ивана Михайловича Севрюкова и представителя ГУ МПВО НКВД Петра Федоровича Степанова. После января 1943 года они под­готовили 685 но­вых минеров-пи­ротехни­ков, да и сами участво­вали в раз­минировании. Лишь одним И.М Севрю­ковым обез­вре­жено 370 мин и 209 авиабомб.

Только воронеж­скими девушками-минерами под руководством командира пиротехнического отде­ле­ния (входившего в го­родской Штаб МПВО) Алек­сандры Тимофеевны Скляровой (Фоми­ной) были обезвре­жены 18279 мин, 466 фу­гасных нера­зорвав­шихся авиабомб, 1230 артснарядов и много прочих взрывоопас­ных предме­тов.

Воронежские бойцы МПВО помогали и дру­гим городам. По оконча­нию ос­новных работ по размини­рова­нию Воронежа в 1944 году один батальон МПВО был направлен в Харьков (1395-й), другой - в За­поро­жье, а потом - в Минск, Львов и Ригу. В 1945 году, когда завершились военные действия на западе, 395-й ба­тальон МПВО НКВД был пе­реведен в Хабаровск, а вме­сте с ним на Дальний Вос­ток отправи­лись воронежские девушки-ми­неры отде­ле­ния А.Т.Скляровой (Фоми­ной). И только в ноябре 1945 года они возвратились до­мой.

Из состава МПВО города Во­ронежа и области еще в годы войны были награж­дены орде­нами и медалями 36 человек, 34 из которых удостоены нагрудного знака «Отличный минер». Орденами «Красного Знамени» награждены И.М.Севрюков и В.Ф.Ерохова, «Красной Звезды» - А.Т.Склярова, М.И.Пилипочкина, А.И. Поздня­кова, А.И. Най­денова, медалью «За от­вагу» - А.А. Лукьянова.http://central.mchs.ru/news/item/643451/
подробнее


06.05.2016

Канадский город может быть полностью уничтожен огнем
Пожарный опубликовал видео спасения котят из огня от первого лица
Два пожарных из Лондона по ошибке поставили на «Лестер» и выиграли 20 тысяч фунтов
Руководители подразделений ГУ МЧС России по Самарской области получили новую спецтехнику
Пожарные в Нижегородской области не реагируют на вызовы «после шести»
«Улмис» и «ПитерСтальКонструкция» поборются за право реконструкции пожарного депо. Новости строительства
В год пожарной охраны - исполняем мечты!
Безопасность ЧМ мира по хоккею обеспечивают и сотрудники петербургского Главка МЧС
Владелец банного комплекса «Деревенька» за неделю устранил нарушения требований пожарной безопасности
Чадыр-Лунга получила в дар от правительства Московской области машины «скорой помощи» и пожарной службы




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных