16.02.2016 Музей пожарного дела в Одессе: конно-бочечный ход, ревность и технологии прошлого
В музее представлены старые и современные костюмы борцов с огнем
В музее у одесских пожарных демонстрируют былые повозки, которые предшествовали современным машинам — их называли конно-бочечным ходом. На таких выезжали по тревоге одесские пожарные в середине ХIХ века. Для того, чтобы горожане могли различать бригады разных частей, у каждой из них были кони разных мастей: белые, гнедые и вороные. В зависимости от силы пожара, выезжало разное количество повозок с водой и спасателями. К слову, бочка вмещала лишь 10 ведер воды — поэтому спасатели обходились лишь тем, что имели в повозке.
На катерах с пеной тушили пожары в воде
1___05
На одной из полок — макеты катеров тушения пожаров на воде. Такие специализированные 45-метровые катера, находящиеся в распоряжении пожарных частей Одессы, предназначены для спасательных отрядов, работающих на воде, причем не только вдоль береговой линии, но и в открытом море. В музее рассказали, что старинные деревянные суда часто воспламенялись, ведь громоотводов на них не было. "В море молния бьет в мачту, и судно сгорает за считаные минуты. А когда поблизости нет средств для тушения — это настоящая катастрофа", — отметили в музее.
Громкий выезд и зеваки
4___02
Под стеклом хранится воссозданная модель выезда пожарной бригады из части, которая всегда была громкой и заметной. На машинах били в колокола, оповещая всех в округе об опасности и привлекая тем самым городских зевак. Как и сейчас, время прибытия бригады на пожар составляло не более пяти минут. Отметим, что тушение пожаров в домах, выстроенных из ракушняка, было нелегким делом. Ведь внутри этого камня много воздушных подушек, и как только начинали борьбу с огнем, кислород из камня его подпитывал, и пламя разгоралось с удвоенной силой.
Опасные костюмы от огня и химии
2___04
В музее представлены старые и современные костюмы борцов с огнем — огнеупорный и используемый при радиоактивной и химической угрозах. Правда, в музее сетуют, что противопожарная защита костюмов не соответствует нормам. "По всем правилам, они должны изготавливаться из хлопчатобумажной или льняной ткани с защитными слоями, а нынешняя форма — из синтетических материалов, а значит, недостаточно защищает пожарных в их непростой работе", — говорят в музее.
Пожарные насосы — кожаные и пеньковые
5___02
Изначально насосы для воды изготавливали с кожаными рукавами — сегодня такие можно увидеть в музее у пожарных. Однако из-за того, что кожа пропускает воду по пути от резервуара до огня, терялось большое количество ценной жидкости, поэтому со временем пожарные стали использовать пеньковые рукава. Сегодня их изготавливают практически по тому же принципу, только теперь рукава внутри прорезинены, а также имеют специальную пружину вдоль всего изделия, которая расправляется от потока воды.
Модели машин и каланча для ревнивых мужей
3___02
Эти модели пожарных машин соорудили сами спасатели Одесской пожарно-спасательной части №3. Все автомобили сегодня находятся в состоянии полной готовности к срочному выезду во всех пожарных частях. В музее рассказали, что в первые годы существования Одессы поэтапно организовали три пожарных части: Александровскую — возле железнодорожного вокзала, Бульварную — на перекрестке Преображенской и Бунина, а также Херсонскую — на улице Старопортофранковской. Во всех спасательных частях была башня-каланча, и предприимчивые пожарные довольно быстро придумали дополнительные функции для наблюдательного пункта. За определенную плату на нее могли взобраться любые зрители. Но, помимо любопытных, по лестнице наверх частенько поднимались и ревнивцы, подсматривающие за женами в окна собственных спален.
http://www.segodnya.ua/regions/odessa/muzey-pozharnogo-dela-v-odesse-konno-bochechnyy-hod-revnost-i-tehnologii-proshlogo-691748.html