16.02.2016 Устанавливать пожарный извещатель или нет — дело добровольное. Но есть квартиры, в которых АПИ смонтированы на этапе строительства либо оборудованы за счет государства, например в домах многодетных семей и одиноких стариков. В таких случаях владельцы квадратных метров обязаны поддерживать прибор в рабочем состоянии, иначе придется платить штраф. Но это в теории, а как обстоят дела на практике? Выясняем вместе с инженером инспекции надзора и профилактики МЧС Александром Гимпелем.
Отправляемся в агрогородок Сеница в пригороде Минска.
— В доме двое лежачих больных. Один из них — ветеран Великой Отечественной. Сын недавно умер, поэтому сейчас за стариками приглядывает дочь Людмила, россиянка, — инспектор Гимпель стучится в деревянные сени дома на улице Механизаторской.
Дверь открывают не сразу.
— Извещатель? У нас такие не ставят, — Людмила не ожидала увидеть людей в форме, потому выглядит немного испуганной.
Инспектор объясняет женщине, что такое АПИ и как он работает.
— А! Вон там, на потолке висит, а я еще разглядывала и не могла понять, что это такое, — Людмила немного смущается своей неосведомленности.
Хозяину дома, как ветерану войны, АПИ установили бесплатно два года назад в каждой жилой комнате. Теперь извещатель остался только в одной спальне. По словам инспектора, зачастую при ремонте люди их снимают: мол, АПИ не вписались в интерьер. Такая ситуация сплошь и рядом. Особенно в квартирах с евроремонтом. Возможно, производителям стоит доработать дизайн прибора. Например, сделать его встраиваемым, чтобы он был не так заметен на натяжном потолке и удовлетворил даже самого притязательного пользователя. В поисках решения некоторые жильцы кладут работающий АПИ на полку или на шкаф. Это также является нарушением.
— Крепить извещатель надо к потолку, в крайнем случае на стену, но тоже вверху. Поскольку дым в первую очередь поднимается вверх, — инструктирует инспектор.
— Соседи реагируют быстрее, чем всякие извещатели. Курицу спалишь — уже соседка прибегает: «Что горит?» — оправдывается Людмила.
Но одно дело, когда живешь в квартире, где за каждой стенкой по соседу, и совсем другое — в частном доме на окраине села. Тут даже самый бдительный сосед почует беду, лишь когда дым из окон повалит.
Александр Гимпель проверяет единственный оставшийся в живых прибор: надавливает спичкой на отверстие в центре — АПИ подает «голос». Исправный. Объяснив, что извещатель должен стоять в каждой жилой комнате, уходим. Людмила обещает все исправить, а инспектор — через недельку-другую снова приехать с проверкой.
За АПИ в нерабочем состоянии можно получить штраф до 30 базовых. Но Людмила, как и большинство нарушителей, отделывается предупреждением. Что поделаешь, инспекторов жизнь жильцов волнует больше, чем их самих. С такой позицией в ходе рейда мы столкнемся неоднократно.
— Штраф здесь носит, скорее, воспитательный характер. Учитываем соразмерность наказания, смотрим, сколько предупреждений давали раньше, и штрафуем только самых злостных нарушителей. Например, тех, кто любит пропустить рюмочку-другую, а потом закурить в постели, подвергая тем самым опасности не только себя, но и своих соседей, — Александр Гимпель описывает положение дел, пока петляем по узким улочкам частного сектора.
Выруливаем к дому на улице Новой в агрогородке Щомыслица. В небольшой деревянной хате ютятся 8 человек: 5 детей, супруги и теща. Семья не первый год числится на учете в статусе «социально опасная».
— А что с извещателем случилось? — инспектор смотрит на раскуроченный прибор, болтающийся на проводах под потолком.
— Разбили, чтоб не пищал.
— Пищал, потому что батарейки сели. Их надо менять примерно раз в 1,5—2 года. Но у каждого прибора своя интенсивность срабатывания при эксплуатации, и это может в разы снизить срок службы. Собственно, поэтому и придуман сигнал «разряд батареи», — объясняет Александр и вставляет батарейки обратно.
Извещатель издает громкий звук, через пару секунд из соседней комнаты отзывается второй. Дети зажимают ушки руками — звук громкий. Узнав размеры штрафов, хозяйка обещает больше не нарушать, но инспектор ей уже не верит, поэтому периодически наведывается без предупреждения и проверяет исправность. Не так давно извещатели в этом доме объединили в сеть с выводом на фасад — «хоть соседи подоспеют, если что». А в доме напротив такая система работает уже больше года. Идем туда.
— Это все одна династия. У супругов родилось 12 детей, у каждого сейчас по 2—3 ребенка. Кто-то обзавелся собственным жильем, а кто-то остался здесь, — с инспектором заходим в длинный дом.
Общая кухня и сени, по обе стороны от длинного узкого коридора — жилые комнаты. В каждой — по семье. В одной такой «квартирке» площадью около 15 квадратных метров ютится семья из 6 человек: супруги и четыре ребенка.
— Извещатели работают. Ночью особенно хорошо видно: то один моргнет, то другой, — говорит Никита Савич, убаюкивая на руках годовалого сына. — Скоро переедем. Кредит взяли, дом строим. Если не к лету, то к осени точно переберемся.
Обходим соседние комнаты и убеждаемся: в самом многодетном доме в агрогородке Щомыслица все в порядке. Приборы на месте, мигают исправно.
Кстати, МЧС второй год практикует объединение АПИ в сеть с выводом сигнала на светозвуковое устройство. Такими противопожарными системами бесплатно оборудуют дома и квартиры многодетных семей и одиноких стариков. В 2014 году новинка появилась в 4000 жилищах, в 2015 году — еще в 1300. В большинстве из них проживают многодетные семьи.
А как обстоят дела в новостройках? Чтобы выяснить это, едем в высотку на Слуцком шоссе, где живут работники местного СПК. Квартиры здесь были оборудованы АПИ на этапе строительства. Заходим в одну, вторую, третью… Все в рабочем состоянии. Дом сдался недавно, поэтому батарейки пока не меняли. Как будут обстоять дела через пару-тройку лет, неизвестно, но Александр Гимпель обещает держать этот вопрос на контроле.http://respublika.sb.by/konflikt/article/na-vsyakiy-pozharnyy-16022016.html