03.12.2015 Минприроды России подготовило проект изменений, которые предполагается внести в Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376. Изменения невелики по объему, но они предполагают принципиально новый подход к введению чрезвычайных ситуаций при лесных пожарах на региональном и муниципальном уровнях (ссылка).
Главный мотив изменений, касающихся региональных ЧС - лесопожарная ложь прошлых лет: она не позволяет сравнивать реальную лесопожарную обстановку по тому или иному субъекту РФ со средними данными за прошлые пять или десять лет. Достоверных статистических данных по лесным пожарам в России за предыдущие пять или десять лет просто нет. Старые статистические данные о лесных пожарах по некоторым субъектам РФ искажены незначительно, по некоторым - занижены в разы, а по некоторым занижены в десятки раз, и использовать их для каких бы то ни было сравнений невозможно.
Согласно действующим сейчас правилам, ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами должна вводиться в случае, если два из четырех показателей пожарной опасности (количество пожаров на миллион гектаров земель лесного фонда, доля крупных лесных пожаров, средняя площадь одного пожара, и доля пройденной огнем площади земель лесного фонда) в полтора раза или более превышают средние за предыдущие десять лет значения. В первоначальной редакции этих правил вместо десятилетнего периода использовался пятилетний.
Согласно предлагаемой новой редакции правил, ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами должна вводиться в случае, если введен режим ЧС муниципального характера на территории двух и более муниципальных районов в границах конкретного субъекта РФ.
Кроме того, предполагается внести изменения в правила введения режима ЧС муниципального характера в связи с лесными пожарами. По действующим сейчас правилам режим ЧС муниципального характера вводится при наличии крупного нелокализованного лесного пожара, или пожара, действующего больше двух суток. Новые правила вводят более сложные критерии введения таких ЧС (см. текст документа внизу).
Текст предлагаемых изменений:
Изменения в Правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций
1. Подпункт «а» пункта 2 изложить в следующей редакции:
«а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов), действующие более 2 суток с момента обнаружения, в отношении которых в установленном порядке не принималось решение о прекращение или приостановке работ по тушению лесного пожара, и (или) более 2 суток действуют лесные пожары, находящиеся в пределах пятикилометровой зоны вокруг населенного пункта (объектов экономики), и (или) на тушение пожаров привлечено более 50% сил и средств пожаротушения лесопожарных формирований, предусмотренных планом тушения пожаров соответствующих лесничеств и межмуниципального резерва, предусмотренного сводным планом тушения лесных пожаров субъекта Российской Федерации;».
2. Подпункт «б» пункта 2 изложить в следующей редакции:
«б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом введен режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера на территории двух и более муниципальных районов;»
3. В подпункте «в» пункта 2 слова «2 и более субъектов Российской Федерации» заменить словами «2 и более сопредельных субъектов Российской Федерации;».
4. Подпункт «г» пункта 2 после слова «более» дополнить словом «сопредельных».http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18818