10.11.2015 Объект проверки
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) установлены следующие общие основы обеспечения пожарной безопасности в России:
правовые;
экономические;
социальные.
Из норм статьи 6.1 Закона № 69-ФЗ следует, что орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты, которыми являются в том числе здания и сооружения. То есть непосредственно само учреждение.
Напомним, что единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и защиты установлен Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ.
Обязанности руководителя
Согласно статье 37 Закона № 69-ФЗ, руководители учреждения должны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
проводить противопожарную пропаганду и обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
предоставлять (в установленном порядке) при тушении пожаров на территориях учреждения необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны на территории, в здания, сооружения и на иные объекты учреждения;
руководить системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах;
нести персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Административная ответственность
Согласно статье 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в зависимости от нарушений пожарной безопасности на должностных лиц будет наложен штраф от 6 тыс. до 50 тыс. руб.
А вот штраф для бюджетного учреждения намного больше – от 120 тыс. до 1 млн руб. Кроме того, в ряде случаев деятельность учреждения может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена статьей 219 Уголовного кодекса РФ.
Периодичность, основания и сроки проверки
Должностные лица органов пожарного госнадзора, находящихся в ведении МЧС России, проверяют организации на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Проверки проводятся в соответствии со статьей 6.1 Закона № 69-ФЗ и Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 (далее – Регламент № 375).
Общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 24, 50 Регламента № 375).
Проверки по плану
Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом (ч. 3 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ). Причем на основании соответствующего приказа руководителя (его заместителя) органа пожарного госнадзора. Она должна быть выполнена по истечении трех лет со дня, когда (ч. 4 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ):
объект защиты введен в эксплуатацию или изменен его класс функциональной пожарной безопасности;
была закончена последняя плановая проверка.
Однако в отдельных сферах деятельности она может происходить и по истечении одного года (и более) со дня окончания последней плановой проверки объекта. Периодичность проверок устанавливается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Так, более короткие сроки определены в отношении учреждений, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944).
Не чаще одного раза в два года плановая проверка проводится в отношении поликлиник, а не чаще одного раза в год контролируют соблюдение противопожарных норм и правил в образовательных учреждениях.
Согласно пункту 43 Регламента № 375, в ходе плановой проверки анализируется соблюдение требований пожарной безопасности.
В частности:
как выполняются условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
имеются ли в наличии организационно-распорядительные документы по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знают ли сотрудники требования пожарной безопасности (в пределах своей компетенции);
как проводятся организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
готовы ли сотрудники учреждения к действиям в случае возникновения пожара;
каковы правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений учреждения и других объектов;
соответствует ли создание и содержание подразделений пожарной охраны установленным нормам;
есть ли лицензия на выполнявшиеся на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
есть ли у учреждения, производящего и (или) поставляющего либо реализующего продукцию, которая подлежит подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, нужный документ (сертификат или декларация соответствия) либо его копия.
Отметим и еще один момент. В исключительных случаях срок проведения плановой проверки пожарной безопасности в учреждении может быть продлен. Но не более чем на 20 рабочих дней.
К исключительным случаям, когда срок проведения плановой проверки может быть продлен, относятся: необходимость сложных или длительных исследований, испытаний, спецэкспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, выполнявшего проверку.
Внеплановая проверка
Внеплановые проверки назначаются по другим основаниям (ч. 5 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ). Перечислим их.
Во-первых, такую проверку совершают по истечении срока исполнения учреждением предписания об устранении выявленного нарушения пожарной безопасности, выданного органом пожарного госконтроля.
Во-вторых, если есть решение органа госвласти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на территории.
В-третьих, в орган пожарного госнадзора могут поступить сведения от учреждений о вводе объекта противопожарной защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
Также внеплановая проверка проводится при поступлении в орган пожарного госнадзора обращений (заявлений) граждан и юрлиц информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности. Внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно. Но с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
Наконец, внеплановая проверка может быть проведена по приказу (распоряжению) руководителя (его заместителя) органа пожарного госнадзора, изданному в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки (по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям).
Порядок проведения
Проверка происходит на основании распоряжения органа пожарного госнадзора. Информация, которая указывается в таком распоряжении, приведена в пункте 37 Регламента № 375. Отметим, что как плановая, так и внеплановая проверка имеет исключительно выездной характер. Они проводятся по местонахождению объекта защиты.
О плановой проверке учреждение должно быть уведомлено проверяющим органом не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого ему высылают копии распоряжения о проведении такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (иным доступным способом) (п. 41 Регламента № 375).
А вот о внеплановой выездной проверке учреждению необходимо сообщить не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). При этом если основанием для назначения проверки является обращение или заявление граждан, юридических лиц либо государственных органов, то пожарные инспекторы не обязаны предварительно оповещать о ее проведении.
Плановые пожарные проверки начинаются с предъявления служебного удостоверения должностным лицом органа пожарного госнадзора.
Далее представитель учреждения должен быть ознакомлен (п. 44 Регламента № 375):
с распоряжением о проведении проверки;
с полномочиями проводящего проверку должностного лица (лиц) органа пожарного госнадзора;
с целями, задачами и основаниями проверки;
с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
со сроками и условиями ее проведения;
с видами и объемом мероприятий по надзору.
Во время плановой проверки происходит анализ сведений, содержащихся в документах, связанных с исполнением требований пожарной безопасности. Также выполняется оценка соответствия деятельности руководства учреждения, в отношении которого проходит проверка, требованиям пожарной безопасности.
Осуществляются следующие мероприятия по противопожарному контролю: визуальный осмотр; отбор образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения; проведение экспертиз и расследований. Это происходит в присутствии уполномоченных должностных лиц учреждения.
Результаты проверки оформляются соответствующим актом. Он должен быть подписан должностными лицами, проводившими проверку, и заверен их печатями. Такой акт составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Отметим, что номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.
В случае установления нарушений требований пожарной безопасности пожарный инспектор, проводивший проверку, обязан:
выдать предписание об устранении нарушения или несоответствия с указанием сроков;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших такие нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений назначаются с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения учреждения (государственного и муниципального), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
Если руководитель учреждения не согласен с решением, вынесенным органом пожарного госнадзора по результатам проверки, он вправе его обжаловать путем направления жалобы в вышестоящий орган или в суд.
Причем в досудебном порядке обжалование происходит в течение 15 дней с момента принятия решений по результатам проверки (на такой период вступление в силу обжалуемых документов не приостанавливается).
По результатам рассмотрения жалобы вынесенное решение может быть признано правомерным или неправомерным. В последнем случае определяются меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
Н.В. Коржова,
директор МУ «Централизованная бухгалтерия»http://www.glavbukh.ru/art/31703-pojarnye-proverki