30.10.2015
Руководитель Рослесхоза И.В.Валентик в интервью РИА "Новости" подвел предварительные итоги пожароопасного сезона 2015 года. По его данным, общая площадь лесных пожаров 2015 года составила 2,6 миллиона гектаров, в том числе в Забайкальском крае - 936 тысяч гектаров, в Республике Бурятия - 739 тысяч гектаров, в Иркутской области - 405 тысяч гектаров. Данные эти, скорее всего, несколько занижены (точный подсчет пройденных огнем площадей потребует еще некоторого времени), но они явно отличаются от действительности уже не в разы, как в прошлые годы, а в худшем случае на десятки процентов. Таким образом, со статистическим учетом лесных пожаров ситуация существенно улучшилась по сравнению с предыдущими годами - осталось добиться столь же существенных улучшений в оперативном учете, чтобы крупные пожары признавались не задним числом, а во-время, когда с ними что-то еще можно сделать.
Валентик также рассказал о планах по введению запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы и соответствующей ответственности, вплоть до уголовной.
В интервью Валентика в двух местах упоминается Гринпис - оба случая нуждаются в некоторых пояснениях. В частности, он сказал, что "и регионы, и независимые неправительственные организации признают, что и в режиме ЧС самой эффективной силой в борьбе с лесными пожарами является Авиалесоохрана. Об этом, в частности, заявил исполнительный директор Greenpeace России Сергей Цыпленков на заседании совета по правам человека, который недавно проходил под председательством президента РФ".
В оригинале директор Гринпис сказал на этом заседании следующее: "Учитывая бюджетные сложности, может быть, рассмотреть приоритетное финансирование тех элементов системы РСЧС, которые показали наибольшую успешность в своей работе. В частности, это лесопожарные организации субъектов, администрации заповедников и национальных парков, федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы Авиалесоохраны, то есть те элементы, которые работали" (цитируется по официальной стенограмме выступления).
То есть Гринпис действительно считает Авиалесоохрану эффективной силой, но не самой, а одной из самых. Это важная разница: объективно решающая роль в борьбе с лесными пожарами принадлежит все-таки не Авиалесоохране, как бы она ни работала, а региональным лесопожарным и лесохозяйственным организациям, заповедникам и национальным паркам.
Второе упоминание Гринпис выглядит так: "Мы сдвинулись с мертвой точки в деле внедрения интенсивной модели ведения лесного хозяйства. С помощью нашей лесной науки разработана концепция, состоялось широкое общественное обсуждение, созданы пилотные лесные районы для полевых работ. С нами активно работают и Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, и Greenpeace. Довольны и "зеленые", и представители бизнеса".
Валентик абсолютно прав в том, что Гринпис поддерживает переход к интенсивной модели лесного хозяйства. Но вот сама концепция в ее нынешнем виде, с точки зрения Гринпис, нуждается в доработке: из нее необходимо исключить положения, направленные на предоставление искусственных конкурентных преимуществ ограниченному кругу крупных лесопользователей, а также проработать вопрос о нормативной базе экстенсивного лесопользования (по состоянию на начало октября ни то, ни другое сделано еще не было). Кроме того, концепция сама по себе, без конкретного плана ее реализации, представляет собой лишь декларацию о намерениях, пусть даже в целом правильную; а к первому варианту плана со стороны Гринпис были весьма серьезные претензии.
Ссылка на интервью:
Рослесхоз: поджигателям травы может грозить уголовная ответственностьhttp://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18665