26.09.2015 Скандальные обвинения со стороны Гринпис в адрес МЧС Бурятии, прозвучавшие на прошлой неделе, спровоцировали скандал всероссийского уровня.
Напомним, на неделе в Бурятии побывала международная группа противопожарной программы Гринпис Россия во главе с Григорием Куксиным. Активисты провели обследование территории торфяных пожаров в Кабанском районе, и по результатам составили подробный отчёт, включающие карту очагов, видео и аэрофотосъёмку.
- Смысл создания этой карты в том, чтобы весной, когда сойдёт снег, отыскать очаги, которые пережили зиму. И быстро их потушить. А для этого сейчас, осенью, подготовить плотины, которые удержат воду. Точки, где можно и нужно создавать плотины, отмечены на этой карте. Я очень надеюсь, что работа, которую наша группа проделала, чтобы подготовить эти рекомендации не пропадёт, - заявила тогда координатор Наталья Максимова.
В ходе работ активисты, по их словам, дважды обращались в центр управления кризисных ситуаций при МЧС Бурятии за помощью в тушении пожаров, но получали отказ - якобы выезд был невозможен из-за отсутствия бензина.
Об этих фактах экологи заявили в прокуратуру, а также распространили информацию в СМИ.
Власти Бурятии (хотя в их адрес Гринпис не высказывал претензий), как могли, объяснили ситуацию. Часть земель находится в федеральной собственности, и финансировать работы на ней из республиканских средств власти не могут. Фактически, как и заявлял Гринпис, работы на этих территориях ведутся местной администрацией и добровольцами.
Масла в огонь скандала подлило крайне неудачное заявление МЧС Бурятии, которое привёл телеканал "Дождь":
- Дело в том, что по федеральному закону о пожарах в лесах МЧС России начинает свою работу только когда лесные пожары угрожают населенным пунктам или объектам экономики. В других случаях, к сожалению, мы не привлекаемся. Поэтому эта ситуация, в которой нас обвиняют… Люди просто не понимают, они не знают до конца все федеральные законы, - высказали позицию МЧС в управлении организации информирования населения.
В ответ Гринпис опубликовал на своём сайте статью "Бурятский МЧС не помнит о своих обязательствах", в которой привёл ряд ссылок на законодательство, касающееся МЧС. Мы публикуем текст статьи полностью:
На обоснованные, подкрепленные доказательствами обвинения в бездеятельности на торфяных пожарах в Бурятии, региональное управление МЧС ответили, что их это не касается — они тушат пожары только когда есть угроза населённым пунктам. Гринпис рекомендует МЧС Бурятии вспомнить про свои обязательства перед республикой.
«Дело в том, что по федеральному закону о пожарах в лесах МЧС России начинает свою работу только когда лесные пожары угрожают населённым пунктам или объектам экономики. В других случаях, к сожалению, мы не привлекаемся», — сказали в управлении организации информирования населения МЧС.
Во-первых, населённые пункты и объекты экономики были в опасности. В течение нескольких недель территории вокруг торфяников были затянуты токсичным торфяным дымом, а федеральную трассу М-55 накрыло смогом, что могло привести к авариям и человеческим жертвам.
Во-вторых, Гринпис рекомендует МЧС по Бурятии зайти на сайт собственного ведомства и перечитать соглашение, которое они и заключили с республикой. По этому соглашению, на средства из бюджета Бурятии МЧС организует тушение пожаров на большинстве категорий земель.
Гринпис-торф2.jpg
Почти все торфяники из той горящей тысячи гектаров относятся как раз к зоне ответственности МЧС: это не заповедники, не территория Минобороны, не лесной фонд. Расположение очагов можно посмотреть на карте.
За тушение этих торфяников отвечает ГУ МЧС по Бурятии. Это ведомство получает деньги от республики, однако никак не участвует в борьбе с огнём.
Такие соглашения МЧС в лице Шойгу заключило со всеми регионами России, в чём можно убедиться, зайдя на официальный сайт МЧС.
Гринпис-торф3.jpg
Коллеги бурятских мчсников из других регионов, пусть и не сразу, но научились признавать и тушить пожары, за которые они ответственны по таким же соглашениям. Тверские, брянские, ярославские, ленинградские, подмосковные пожарные соблюдают закон и соглашения. Бурятские — нет.
Гринпис направил письмо в прокуратуру с подробным объяснением, где были пожары, что (не) делали сотрудники МЧС и почему именно они должны были заниматься тушением.
Важно заставить МЧС выполнить свою часть работы, потому что торфяные пожары в Кабанском районе до сих пор дымят. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, страдает от пожаров не первый месяц. Торфяные пожары затяжные: они пережили зиму с 2014 на 2015 год и, если их не потушить весной, когда будет вода, продолжатся и летом 2016 года. От них будут загораться новые и новые территории вокруг Байкала. Потушить их можно только совместными усилиями органов власти с привлечением МЧС.http://www.baikal-media.ru/news/society/306984/