24.09.2015 В южных регионах Европейской России, главным образом в Волгоградской, Астраханской, Ростовской областях, развивается чрезвычайная ситуация с палами сухой травы, стерни и тростника. В ближайшие дни на большей части этой территории ожидается жаркая (до +30, а местами и выше), сухая и ветреная погода, которая будет максимально способствовать быстрому разрастанию травяных пожаров, возможно с переходами огня на населенные пункты и объекты инфраструктуры. Источник всех травяных палов в степной и лесостепной зонах Европейской России - человек (хулиганские или случайные поджоги, псевдо-контролируемые выжигания), но явного запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы в действующем российском законодательстве нет.
Вот так сейчас выглядят крупные палы сухой травы в Волгоградской области (снимок Aqua MODIS от 24 сентября 2015 года с наложенными термоточками системы FIRMS за день; хорошо видны шлейфы дыма от крупнейших травяных пожаров):
А это - низовья Волги (тот же снимок), в Астраханской области и на смежной территории Казахстана:
* * *
Напомним некоторые важнейшие провалы или недоработки МЧС (федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности) в области борьбы с массовыми палами сухой травы, стерни, соломы и тростника.
Приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 был утвержден "Порядок учета пожаров и их последствий". Этим приказом случаи горения сухой травы (а также пожнивных остатков, стерни, торфа на газонах и приусадебных участках, мусора, бесхозных зданий и транспортных средств и др.) были отнесены к так называемым "загораниям", не подлежащим официальному статистическому учету. Это приказ до сих пор действует и выполняется; из-за него в нашей стране отсутствует официальная статистическая информация о количестве и площадях травяных палов и причиняемом ими ущербе. Рассуждая о вреде от выжигания сухой травы, представители ответственных министерств и ведомств, в том числе самого МЧС, не могут подкрепить свои слова официальными данными о масштабах этого вреда. Более того - отсутствие официальной статистической информации ведет к формированию разнообразных мифов и ошибочных представлений о травяных палах (например, о том, что "контролируемые" палы безвредны, что победить горящую траву можно силами необученных добровольцев, что палы лишь изредка ведут к пожарам в деревнях и поселках, и т.д.).
Таким образом, из-за приказа МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" проблема массовых травяных палов и их последствий в течение многих лет остается в нашей стране недооцененной и неизученной, органы государственной власти не располагают информацией о ее реальных масштабах, и для ее решения не принимается необходимых мер.
Позапрошлой весной, по итогам заседания президиума Государственного совета 11 апреля 2014 года, Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ (Пр-1037, п.1.ж, со сроком исполнения 1 сентября 2013 года) "установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты". Правительство определило ответственного исполнителя этого поручения - МЧС России. В установленный срок Правительство и МЧС ничего сделать не смогли; позже появились два документа, связанные с этим поручением, но фактически его не исполняющие. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 соответствующие требования, но без распространения их на земли сельскохозяйственного назначения (наиболее проблемную с точки зрения травяных палов категорию земель), были внесены в Правила противопожарного режима. 23 января 2014 года статс-секретарь - заместитель министра МЧС В.С.Артамонов утвердил "Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности", не являющиеся нормативно-правовым актом и не имеющие обязательного статуса (вероятнее всего, из-за ошибки, допущенной при их подготовке и утверждении). Фактически обязательного порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, распространяющегося на земли всех категорий, до сих пор нет. Пожароопасные сезоны 2014-2015 г.г. с многочисленными случаями перехода огня с сухой травы на лесные насаждения, торфяники и населенные пункты, показало, что проблема массового бесконтрольного или псевдо-контролируемого выжигания сухой травы остается не решенной. Формально президентское поручение считается выполненным, оно снято с контроля, но фактически МЧС его выполнение провалило.
Таким образом, из-за бездействия или некомпетентности руководства МЧС России президентское поручение об установлении порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающего возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, которое должно было быть выполнено не позднее 1 сентября 2013 года, фактически остается невыполненным до сих пор.
22 мая 2011 года вступил в силу федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", создавший ряд очень серьезных административно-бюрократических препятствий для развития пожарного добровольчества в Российской Федерации. Общественные организации и добровольцы, имевшие опыт борьбы с пожарами на природных территориях, предупреждали МЧС и лично нынешнего министра В.А.Пучкова (который тогда как раз отвечал в 2010-2011 г.г. за подготовку и принятие закона о ДПО) об этих препятствиях - но эти предупреждения были проигнорированы разработчиками. Ситуация усугубилась тем, что некоторые важнейшие нормативно-правовые акты под этот закон не подготовлены и не утверждены до сих пор - например, порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных. Остаются нерешенными вопросы, связанные со страхованием добровольцев, с правовой и социальной защитой членов их семей, с закреплением районов выезда территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны, с подготовкой и техническим обеспечением добровольных пожарных, и очень многие другие. Фактически из-за отсутствия необходимой нормативной базы и нерешенности ряда ключевых вопросов добровольные пожарные не могут законным образом тушить пожары и выполнять другие опасные работы - а кроме них бороться с палами сухой травы в сельской местности часто просто некому.
Таким образом, из-за ошибок, допущенных МЧС России при подготовке проекта закона "О добровольной пожарной охране" и при обеспечении нормативной базы под этот закон, в России сейчас нет эффективной добровольной пожарной охраны, способной в том числе противостоять палам сухой травы (которые развиваются быстрее любых иных пожаров, и тушение которых более всего требует участия местных жителей). Кроме того, на борьбу с палами часто направляются совершенно неподготовленные люди, что иногда приводит к их травмированию или гибели.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18512