14.09.2015 В этом сезоне огонь «прошел» по республике на площади 674 тысячи гектаров
В прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано 103 тысячи гектаров. Налицо почти семикратный рост площади, пройденной пожарами. Жители республики начали стихийно сбиваться в отряды добровольцев, чтобы самим идти тушить, но их не пускали к пожарам, потому что они не обладают необходимой подготовкой.
Против пожаров бросили даже 36-ю общевойсковую армию, дислоцированную в Бурятии. Военные выделяли технику - как авиацию, так и наземную инженерную. Бензовозы минобороны РФ доставляли горюче-смазочные материалы. Военный транспорт также перевозил людей.
Жизнь заставила привлечь тяжелую технику таких организаций, как авиазавод, Гусиноозерская ГРЭС, ТГК-14, мостоотряд, угольный разрез.
Количество сгоревшего леса ужасает. А к концу пожароопасного сезона можно, наверное, ждать 1 миллиона гектаров (всего в Бурятии 27 миллионов гектаров леса). Самая сложная картина наблюдалась на восточном берегу озера Байкал.
Особенное негодование вызывает масштаб пожаров в заповедниках и других особо охраняемых природных территориях. Хотя они, из-за своего статуса, должны находиться в зоне повышенного противопожарного внимания, по сравнению с обычным гослесфондом. Но там прожорливый «красный петух» тоже широко бушевал. Сайты заповедников передавали отчаянные новости о том, как не могут остановить огонь, гибнут животные, птицы. Байкальское побережье покрылось пеплом.
Сегодня часть лесных пожарных, прибывших из других российских регионов, уже покинула республику – довольно сильные дожди, прошедшие кое-где в регионе, потушили немало огненных очагов.
Недавно был снят режим ЧС в некоторых районах - Закаменском, Джидинском, Селенгинском, Бичурском, Кяхтинском, Заиграевском, Мухоршибирском, Кижингинском.
Пережив пик гигантских пожаров, когда пришлось даже принимать помощь от зарубежных лесных пожарных (на тушение прибыли 50 монгольских профессионалов), в Бурятии начинают анализировать свои недоработки, ошибки и промахи.
- Мы достаточно уверенно прошли первую «волну» весенних пожаров, которые оказались катастрофой для ряда других субъектов РФ. Не потеряли ни одного дома, ни одной человеческой жизни, - напоминает о начале сезона Николай Кривошеев, и.о. руководителя бурятского республиканского Агентства лесного хозяйства.
Что касается слабых мест, то проводимый анализ уже дал первые выводы.
- В первую очередь, это работа со сводным планом тушения лесных пожаров – своевременность привлечения дополнительных сил и средств, которые необходимо было привлекать, направлять на пожары. Здесь определенные моменты выявились по готовности этих сил, которые находились в сводном плане. Это, наверное, основная проблема, которая возникала при прохождении этого пожароопасного сезона. И я уже не буду повторяться про недостаточность финансирования. Это из года в год. Необходимо работать с нормативно-правовой базой на уровне РФ, на уровне Бурятии. Создается ряд рабочих групп по результатам прохождения пожароопасного сезона. Будет наработан план дальнейших действий для недопущения такой же ситуации в 2016 году, - говорит Кривошеев.
Очевидно, это будет проходить в довольно открытой обстановке. Планируется привлекать экспертов, общественников, профессионалов. Определят и ряд конкретных мероприятий, которые необходимо будет сделать до наступления очередного пожароопасного сезона – в том числе путем внесения изменений в нормативные документы, как федерального характера, так и республиканского.
Один из острых вопросов – что делать с обширными площадями горельников? Разрабатывают перечень мероприятий, необходимых для их расчистки.
Прежде всего в республике необходимо определиться насколько сильно повреждены те или иные участки леса, пройденного огнем. Это работа для лесопатологов, которым предстоит дать рекомендации что делать на том или ином участке.
Региону надо восстанавливать огромное количество тайги.
- Этот вопрос сейчас детально изучается. «Перекрыть» такую площадь только искусственным созданием лесных культур невозможно – ряд площадей пойдет под естественное восстановление. Что-то будет оставляться после рубок. Что касается мест, которые мы определим под создание лесных культур, они будут создаваться и лесниками, и с привлечением общественности. На это понадобится не один год. Необходимо сбалансировать посадочный материал, который имеется в наличии, который мы вырастим в течение 1-3 лет, - говорит Николай Кривошеев.
В первую очередь хотят работать на тех участках, которые будут выведены из-под сплошных рубок и на территории Центральной экологической зоны.
Самым злободневным вопросом нынешней осени и ближайшей зимы должно стать увеличение численности лесных пожарных-парашютистов в Бурятии до нормативной. Вместо положенных 700 в республике есть только 114.
- Мы надеемся, что каким-то образом когда-нибудь решим этот вопрос. Он является вопросом финансирования. На протяжении последних лет у нас эта группировка, которая работает в авиационной зоне и тушит там лесные пожары, не увеличивалась. В этом году мы впервые дополнительно приняли 14 человек. Надеемся, что пусть не сразу, но мы будем продолжать эту работу, изыскивать финансовые средства и эту группировку увеличивать, - надеются в республиканском Агентстве. http://gazeta-n1.ru/news/36499/