14.09.2015 На прошедшей неделе сотрудники и добровольцы Гринпис России совместно с представителями Главного управления МЧС и с участием лесной охраны региона (где дело касалось земель лесного фонда) обследовали горящие торфяники в Кировском, Гатчинском и Лужском районах Ленинградской области. С одной стороны, совместная работа помогает эффективнее бороться с пожарами и дает шансы на дальнейшее более конструктивное сотрудничество; с другой - обследование однозначно доказало, что пока у нас есть такое МЧС и оно работает так, как в Ленобласти - победить торфяные пожары не получится. Фактически ГУ МЧС по Ленобласти является гарантом того, что даже своевременно выявленные очаги тления на осушенных торфяниках и торфяных месторождениях потушены не будут и разовьются до крупных торфяных пожаров. В нынешнем году Санкт-Петербург и Ленобласть от серьезного задымления спасли дожди; может быть, спасут и в следующем - но рано или поздно такой подход к тушению торфяных пожаров, который сейчас преобладает в Ленинградской области, приведет к катастрофе. Изменения климата и обнищание сельских районов делают эту катастрофу все более вероятной...
Сейчас ГУ МЧС признает, что речь идет о "ранее выявленных очагах", которые теперь пытаются тушить:
Сотрудники Главного управления совместно со специалистами «Гринпис России» и представителями комитета лесного хозяйства обследовали торфяники в Гатчинском и Кировском районах
Проблема в том, что "ранее" - это больше месяца назад! То есть добровольцы больше месяца назад, еще в июле, проверили торфяники, на которых системами дистанционного мониторинга пожаров были выявлены термоточки (температурные аномалии, обычно вызываемые горением сухой растительности на поверхности торфяников), обнаружили очаги тления торфа - которые тогда еще можно было потушить малыми силами, всю информацию предоставили в ГУ МЧС или Ленобллес, в зависимости от принадлежности земель - но пожары ни в официальных сводках не появились, ни должных мер по их тушению принято не было. Те, которые приходились на земли лесного фонда - тушить пытались, но малыми силами, которыми справиться с тлеющим торфом было невозможно.
Кстати говоря, термоточки, соответствующие нынешним пожарам в Гатчинском и Лужском районах, были зафиксированы еще раньше - 5 июля 2015 года, больше двух месяцев назад (ссылка).
Фактически получается, что достаточно серьезные меры по борьбе с торфяными пожарами, возникшими летом 2015 года, в Ленобласти стали принимать больше чем через месяц после того, как пожары были выявлены наземными обследованиями, и больше чем через два месяца после того, как они были зафиксированы системами дистанционного мониторинга. Если бы лето было жарким и сухим - при таком реагировании на торфяные пожары сильное и опасное для здоровья людей задымление как минимум нескольких районов области стало бы неизбежным.
Напоминаем, что все катастрофические торфяные пожары последних лет, начиная с крупнейшей катастрофы 2010 года в Средней полосе, развивались по одному сценарию: сначала возникающие очаги тления торфа не признавали и пытались тушить малыми местными силами (или, как вариант, не тушили вовсе) - а потом с ними не могли справиться, иногда даже с участием многотысячных группировок МЧС и безумного количества тяжелой техники. То, как развивались события в 2015 году в Ленинградской области, показывает, что в работе МЧС по торфяным пожарам в целом пока ничего не поменялось. На уровне отдельных регионов изменения есть, но таких регионов, к сожалению, пока намного меньше, чем регионов, где есть крупные осушенные торфяники и брошенные торфяные месторождения.
Пожароопасный сезон на торфяниках начинается рано - в Средней полосе в марте-апреле, на Северо-западе - в апреле-мае. До начала следующего сезона остается около полугода. За это время МЧС вряд ли успеет принципиально изменить свое отношение к торфяным пожарам - раз уж оно не смогло его существенно изменить за пять лет, прошедших после катастрофы 2010 года. Так что гореть торфяники в следующем году будут - а насколько сильно, зависит от погоды.
Фотографии с действующих сейчас торфяных пожаров в Ленинградской области:http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18472