10.09.2015 Правительство доработало законопроект, защищающий чиновников и служащих, бездействующих из-за отсутствия денег в местном бюджете. Сейчас контрольные органы все равно штрафуют их за неисполнение обязанностей. Например, директора детского сада могут оштрафовать за отсутствие в здании сигнализации, хотя на нее не выделили денег. Изменения в КоАП и в закон об общих принципах организации местного самоуправления (см. врез) предлагают сначала выяснять, мог ли такой человек сделать все правильно, и, в случае если он требовал на это бюджетные деньги, прекращать дела об административном нарушении. Сейчас в судах отсутствие денег не принимается как объяснение, рассказал замминистра юстиции Дмитрий Аристов, представляя проект на комитете по конституционному законодательству Думы в первом чтении. Этот комитет вместе с комитетом по местному самоуправлению в заключениях просили серьезно доработать проект ко второму чтению: в тексте не определены категории дел, которые нужно прекращать, непонятно, в какой форме, кому и где нужно просить денег, не ясно, как понять, что денег не дали. Правительство в поправках ко второму чтению уточнило, каким должно быть обращение и какие лица могут обращаться: это главы и другие чиновники муниципалитетов и местных администраций и директора муниципальных учреждений.
Долгий путь поправок
Инициатива разработана Минюстом по поручению президента, данному еще в 2013 г., но была внесена правительством только в марте и одобрена Госдумой в первом чтении в июне.
«Поправки правительства очень многое оставили нерешенным. Например, как быть, если денег не давали из-за нарушений самого бюджетника», – сетует собеседник в комитете по местному самоуправлению. Но проблема есть, и ее надо решать – людей штрафуют, не учитывая, что денег нет, а это вызывает социальное напряжение, добавляет он.
Бюджеты муниципальных учреждений мизерные, штрафуя, мы не делаем их работу легче в условиях кризиса, но нужно детальнее прописать механизм контроля: если его не будет совсем, это приведет к отрицательным последствиям, считает член профильного комитета Маргарита Свергунова (ЛДПР). Наличие вины для административного правонарушения является обязательным, но если должностное лицо сделало все от него зависящее для получения финансирования, то оно не могло соблюдать закон, говорит адвокат «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова. Законопроект требует серьезной проработки, так как касается основных принципов привлечения к ответственности, замечает адвокат. «Если такое лицо освободят от ответственности, признав, что у него не было возможности установить пожарную сигнализацию, но по причине ее отсутствия при пожаре погибли люди, как быть тогда с уголовной ответственностью?» – спрашивает она. Штраф могут накладывать как на организацию, так и на ее руководителя, но на практике чаще всего страдают руководители – были случаи, когда штрафы пытались перекладывать на бюджеты организаций, и были уголовные дела на эту тему, потому что официально это сделать невозможно, объясняет эксперт комитета гражданских инициатив Андрей Максимов. Руководители бюджетных организаций – это маленькие зарплаты и большая ответственность, поэтому такая деятельность контрольных и надзорных органов парализует работу и приводит к ослаблению кадров, добавляет он. Но бюджетникам сопротивляется сильное лобби контрольно-надзорных органов, заинтересованных в нечетких формулировках закона, и разработанный по поручению президента закон может остаться формальным, опасается Максимов.http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/09/10/608209-munitsipalnih-chinovnikov-ne-budut-shtrafovat