09.09.2015 Ситуация с лесными пожарами на Байкале (в Иркутской области и Республике Бурятия) постепенно нормализуется благодаря прошедшим за последние несколько дней дождям. Официально учтенная площадь действующих лесных пожаров снизилась по сравнению с максимальным значением, достигнутым 4 сентября, уже на 43%, а по сравнению с 14 августа, когда министр МЧС Пучков пообещал ликвидировать все пожары в Сибирском федеральном округе за 2,5 суток - на 26%. Прогноз на ближайшие дни - сравнительно благоприятный: ожидается прохладная погода, местами со слабыми осадками, которые будут способствовать дальнейшей локализации и ликвидации лесных пожаров. Но, к сожалению, это еще не конец истории, и все пожары потушить в ближайшие дни точно не получится.
Вот так выглядит ситуация на Байкале сейчас (космоснимок Terra MODIS за 8 сентября 2015 года):
Теперь важно правильно подвести итоги лесопожарной катастрофы 2015 года, сделать выводы, и постараться избежать повторения подобных катастроф в будущем.
Во-первых, очень важно, чтобы те, кто больше всего сделал для снижения масштабов катастрофы и ее ликвидации, не были назначены главными виновниками, а те, кто допустил самые большие провалы - не были назначены победителями и спасителями Байкала. Такое "назначение черного белым, а белого - черным" - это не только подлость, но и причина принятия ошибочных управленческих решений, ведущих к многократному повторению лесопожарных катастроф (что мы, собственно, и наблюдаем ежегодно, начиная с лесопожарной катастрофы 2010 года). Напомним: основная роль в тушении лесных пожаров принадлежит работникам лесохозяйственных, лесопожарных организаций, заповедников и национальных парков, лесопользователей, привлеченным к тушению сотрудникам других организаций, добровольцам, отдельным подразделениям государственной противопожарной службы. Именно они, несмотря на нищенское финансирование, сделали почти все от них зависящее, чтобы остановить пожары. А вот заявленная МЧС группировка "участников тушения", сначала в 42 тысячи, потом в 50 тысяч, на пожарах так и не появилась (их как тушили 4-5 тысяч человек, в основном лесников - так и тушат до сих пор, 3915 человек за 7 сентября). Координируемая МЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая должна подстраховывать органы лесоуправления, если пожарная опасность радикально превышает среднемноголетний уровень, а сил и средств заведомо не хватает - практически не сработала. Планы тушения лесных пожаров, утверждаемые на региональном уровне и согласовываемые на федеральном, больше чем на две трети оказались "липой" - предусмотренных ими сил и средств, которые должны были подключиться к тушению пожаров, в критические моменты просто не оказалось в наличии. Даже достаточных федеральных денег для компенсации расходов на борьбу с лесопожарной ЧС на Байкале не нашлось - несмотря на то, что по действующему законодательству финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации ЧС, связанных с лесными пожарами, является расходным обязательством Российской Федерации.
Во-вторых, важно, чтобы реальные причины катастрофы не забылись и не затерялись среди бесконечной болтовни о всяких мистических и конспирологических версиях (от озоновых дыр и горения выходящего из земных недр метана до черных лесорубов и диверсантов-поджигателей). Реальные причины очень неудобны для органов власти и персонально для многих чиновников: это недофинансирование переданных регионам лесных полномочий, безумное лесное законодательство, кромешная нищета лесного хозяйства, ложь - искажение и сокрытие сведений о нарастающих лесных пожарах на тех этапах, когда с ними еще можно справиться, массовое бесконтрольное и пока даже не запрещенное действующим законодательством выжигание сухой травы. Это неудобство реальных причин лесопожарных катастроф опять же каждый год приводит к появлению множества безумных теорий, объясняющих, что пожары возникают по самым невообразимым причинам, только не по вине высокопоставленных разгильдяев, дилетантов и казнокрадов. Безумные теории довольно быстро забываются или сменяются новыми - но нужные решения, которые можно было бы принять по горячим следам, не принимаются, правильные выводы не делаются, уроки забываются.
В-третьих, необходимо понимать, что многие из тех проблем, которые привели к байкальской лесопожарной катастрофе в 2015 году, и еще ко многим подобным катастрофам в предыдущие пять лет, решить в ближайший год точно не получится. Не получится обеспечить нормальное финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий - в стране просто не осталось такого количества денег, чтобы заткнуть ими все дыры, связанные с неэффективным госуправлением, бестолковым законодательством, депрофессионализацией органов власти, коррупцией и т.д. Не получится создать качественное лесное законодательство - просто потому, что это процесс долгий и требующий высокой квалификации разработчиков. Не получится обеспечить работоспособность Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - потому как провалы в ее работе предопределены всей историей ее развития, нацеленного больше на показуху и борьбу с последствиями ЧС, чем на их предотвращение и минимизацию последствий. Не получится быстро побороть безумие и безответственность многих жителей нашей страны, каждый год с фанатичным упорством выжигающих сухую траву везде, где она только может гореть. Можно было бы победить систему лесопожарной лжи - имеющиеся средства дистанционного мониторинга пожаров позволяют сделать это довольно быстро; но на это, скорее всего, не будет политической воли - слишком для многих сокрытие сведений о пожарах оказывается удобным и выгодным. Поэтому надеяться на то, что подобные катастрофы не повторятся в 2016 году (а то и в нынешнем - пожароопасный сезон еще не кончился) - не приходится, и надо готовиться к их более успешной ликвидации.
* * *
Обновляемая подборка сообщений по этой теме:
Катастрофические лесные пожары 2015 года на Байкалеhttp://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=18456