01.06.2015 Казанский гарнизон пожарной охраны недавно обзавелся специализированной техникой, которую в нашей стране можно назвать весьма необычной. В Казани освоена технология экстренного реагирования пожарно-спасательного расчета на мотоцикле, используемого для тушения пожаров и участвующих в ликвидации последствий ДТП. Пожарные мотоциклисты будут осуществлять патрулирование на двух мотоциклах Honda VFR1200X как в дневное, так и в вечернее время.
В настоящее время для патрулирования по определенным маршрутам города и экстренного реагирования на чрезвычайные происшествия несут службу в круглосуточном режиме 2 сотрудника МЧС на пожарно-спасательных мотоциклах. Расчёт пожарно-спасательной мотогруппы патрулирует в паре, это специалисты высокого класса: они могут выполнять функции пожарного, спасателя и медика.
Что касается специального оборудования, то оба мотоцикла в этом плане несколько отличаются, поэтому мотоспасатели будут в некоторой степени дополнять друг друга, что позволит существенно повысить эффективность выполнения спасательных и аварийных работ. Управлять таким мотоциклом гораздо сложнее, чем другим байком аналогичного литража: спасательные машины возят с собой дополнительное оборудование большого веса.
Новая двухколесная пожарно-спасательная техника комплектуется набором специальных инструментов и оборудованием, гидравлическим аварийно-спасательным инструментом для разжима и разрезания металлических конструкций, что важно при деблокировании зажатых пострадавших людей из транспортных средств, поврежденных в дорожных авариях, ранцевой установкой пожаротушения ГИРС-400, способной устранить возгорание на площади до 30 кв.метров, медицинским комплектом для оказания первой доврачебной помощи, двумя огнетушителями ОП-4, диэлектрическими ножницами, а также шанцевыми инструментами — топором, ломом, молотком.
Вес каждого мотоцикла в полной экипировке составляет 370 кг, при этом вес таких мотоциклов без дополнительного спасательного снаряжения – от 200 до 230 кг. Несмотря на то, что эти мотоциклы способны развивать скорость до 220 км, их рабочая скорость 90 км/ч.
Также у сотрудников мотопатруля специальная экипировка, которая представляет собой комбинацию байкерской и пожарной защиты. На костюмы пожарной формы одеваются защитные элементы для спины, ног и рук, а также форма включает специализированный шлем мотоциклиста, в котором стоит громкая связь. Кроме всего прочего, пожарно-спасательные мотоциклы укомплектованы комплектом оборудования, в состав которого вошли навигационные системы ГЛОНАСС, специальная переговорная система, встроенная непосредственно в шлемы водителей. Отличить мотоспасателей от обычных мотоциклистов на дорогах города Казани поможет не только специальная окраска но и наличие проблесковых маячков.
Благодаря скоростным и маневренным характеристикам мотоциклов время прибытия к месту ДТП и чрезвычайных ситуаций должно сократиться в 3 раза по сравнению со стандартным аварийно-спасательным автомобилем. Учитывая плотность транспортных потоков в Казани, время является одним из главных факторов при оказании помощи пострадавшим в аварии.
Основная цель создания мотопатруля заключается в том, что при пожаре значительно сокращается время прибытия первых подразделений МЧС на место происшествия. В среднем оно в условиях мегаполиса сокращается на 2-2,5 минуты – для пожара, где счет идет на доли секунд, это очень большое преимущество.
Мотоциклисты приезжают первыми и сразу дают оценку обстановки – если требуются дополнительные силы, то они их запрашивают, если нет – справляются сами.
Второй момент – вызовы на ДТП. В условиях пробок мобильность мотоциклов очень спасает. В свободное от вызовов время мотогруппы не стоят в гараже, как прочие пожарные машины, а продолжают работать. Помимо выездов к местам происшествий и по экстренным сигналам, моторизованное подразделение МЧС получат 4 маршрута патрулирования, проложенные непосредственно по городским улицам. При прохождении этих маршрутов экипажи пожарно-спасательных мотоциклов будут контролировать оперативную обстановку и, при наличии соответствующей необходимости, оказывать пострадавшим помощь. Общая протяженность маршрутов, которые разработаны специально для пожарных Honda VFR1200X по улицам города, составляет порядка 55 километров.
Но не стоит забывать, что байки – транспорт сезонный. При этом, когда у мотоциклов не сезон, пожарные-байкеры пересаживаются на другую специализированную пожарную технику - на пожарный автомобиль и выполняют задачу по спасению людей и тушения пожаров.
Личный состав пожарно-спасательного расчета становиться в строй совместно с дежурным караулом ПЧ-3 ФГКУ «7 ОФПС по РТ».http://volga.mchs.ru/pressroom/news/item/504030/