25.03.2015
№3: Грубые нарушения со стороны ФАС
Аргус-Спектр 19.03.2015 одержал победу в Арбитражном суде Москвы в самом важном для себя деле против незаконных действий ФАС: решение ведомства о признании компании виновной в заключении запрещенных вертикальных соглашений признано судом незаконным. Представители антимонопольной службы в своих действиях в отношении «Аргус-Спектра» допустили многократные нарушения федерального законодательства.
Нарушения должностных лиц ФАС при осуществлении действий в отношении «Аргус-Спектр»
1. ФАС провела выездную внеплановую проверку при отсутствии признаков нарушения «Аргус-Спектром» антимонопольного законодательства.
Часто можно услышать мнение, дескать, если компания чистоплотна, то нечего бояться. Но если представить, что завтра полиция сможет безосновательно приходить с обыском в наши квартиры, да еще в наше отсутствие (рейд в «Аргус-Спектре» был проведен как раз в отсутствие руководства и его законных представителей), будем ли мы также безмятежны в своих заявлениях?
2. Несанкционированный обыск «Аргус-Спектра»
Согласно Закону «О защите конкуренции» сотрудники ФАС не имеют права проводить обыск и копирование документации или информации. Они наделены лишь правом осмотра с последующим истребованием копий посредством вручения мотивированного требования. Вместо этого должностными лицами ФАС России у «Аргус-Спектра» были изъяты копии документов (более 1860 лисов) и сведения на электронных носителях путем скачивания их с компьютеров. Информация с компьютеров была скопирована без какого-либо осмотра, без участия сотрудников проверяемого и понятых.
3. Фальсификация должностными лицами ФАС России официальных документов
Поскольку руководители «Аргус-Спектра» отсутствовали при проведении проверки, подписывать и заверять все составляемые документы должностные лица антимонопольной службы обязали сотрудника компании, не наделенного соответствующими полномочиями. Месяц спустя ФАС России прислала запрос с требованием предоставить надлежащим образом заверенную доверенность на одного из сотрудников компании. «Аргус-Спектр» отказался наделять нужными ФАС полномочиями запрашиваемое лицо. Таким образом, все документы, которые были получены ФАС в ходе рейда, были сфальсифицированы на основании подложного документа – доверенности, якобы выданной на одного из сотрудников компании.
4. Сроки возбуждения дела в отношении «Аргус-Спектра» не соответствуют Закону о защите конкуренции
Законодатель установил предельные сроки рассмотрения антимонопольным органом, материалов, полученных после проведения проверки. Максимальный срок не может превышать трех месяцев со дня получения материалов. Проверка «Аргус-Спектр» была проведена 18.02.2013, то есть до 18.05.2013 ФАС (согласно статьи 44 Закона о защите конкуренции) должна была принять решение о возбуждении антимонопольного дела, либо об отказе в его возбуждении в связи с отсутствием признаков нарушений антимонопольного законодательства. ФАС возбудила дело по материалам проверки, но значительно позже установленных Законом сроков: 04.02.2014 – то есть спустя год после проверки, превысив допустимый срок на 8,5 месяцев.
5. Полное несоответствие доказательств выдвинутым обвинениям
В процессе проверки «Аргус-Спектр» обвиняли в одном, а итоговым решением антимонопольная комиссия в вину компании вменило совсем другое нарушение при полном несоответствии доказательств, на основании которых было возбуждено дело. По результатам проверки был составлен акт с перечнем договоров, свидетельствующих, по мнению ФАС, о заключении запрещенных вертикальных соглашений. В своем же решении ФАС России сослалась на другие договоры, которые в материалах проверки никоим образом не фигурировали, и антимонопольного дела по ним возбуждено не было.
19 марта 2015 года состоялось судебное заседание по заявлению ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» о признании незаконным и об отмене решения ФАС России (дело № А40-198265/2014). Требования ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» удовлетворены в полном объеме. В процессе рассмотрения дела ФАС заявила, что ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» монополизировали рынок производства систем передачи сигнала о пожаре. Согласно позиции ФАС России, «потребители» – детские сады, школы, больницы, дома престарелых лишились права выбирать: передавать сигнал о пожаре с их объектов через коммерческие структуры и за деньги, причем немалые, или – напрямую в пожарную часть и бесплатно. Тогда как у социальных учреждений, по мнению ФАС России, должно быть право выбора: платить за передачу сигнала о пожаре коммерческой структуре, которая не несет никакой ответственности, даже если не обеспечит выполнение своих обязательств или воспользоваться «услугами» пожарных бесплатно.