19.03.2015 Прокуратура Советского района города Казани совместно с региональной Инспекцией государственного строительного надзора провела проверку исполнения градостроительного законодательства при эксплуатации объекта – трехэтажного складского комплекса, расположенного по улице Журналистов города Казани, используемого застройщиком в качестве вещевого рынка «Витарус», общей площадью – 11305 кв.м.
В ходе проверки установлено, что объект используется в качестве вещевого рынка, в котором размещаются 185 индивидуальных предпринимателей, осуществляющие розничную торговлю. При этом использование объекта осуществляется без полученного в установленном законом порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что противоречит требованиям ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ. В связи с этим застройщик привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию) с наложением штрафа в размере 20 тыс. рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Эксплуатация данного объекта под размещение вещевого рынка без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию, создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, осуществляющих торговлю (продажу и покупку), вследствие чего эксплуатация указанного объекта, по мнению прокуратуры, должна быть приостановлена до получения соответствующего разрешения.
По результатам проверки прокуратура района обратилась в Советский районный суд города Казани с иском об обязании директора ООО «КБФ» Михаила Фролова приостановить эксплуатацию складского помещения, используемого в качестве вещевого рынка «Витарус», до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом надзорное ведомство ходатайствовало перед судом о применении обеспечительных мер- приостановлении деятельности торгового объекта до рассмотрения иска по существу.
В феврале 2015 года суд, не согласившись с доводами прокуратуры, в удовлетворении иска отказал, мотивируя свое решение тем, что ответственным за эксплуатацию розничного рынка и соответственно ответчиком по делу является не директор ООО «КБФ» Михаил Фролов, а управляющая компания рынка- ООО "Витарус".
Кроме того, 11 февраля 2015 года ООО «КБФ» получено разрешение на ввод в эксплуатацию 1-й очереди складского комплекса с АБК.
12 марта 2015 года прокуратура, не согласившись с судебным решением, обжаловала его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с ч.2 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Поскольку разрешения на строительство, как и на ввод объекта в эксплуатацию от 11 февраля 2015 года были выданы застройщику- ООО «КБФ», прокуратура обоснованно указала это юридическое лицо в качестве ответчика, который был обязан получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта не как складского комплекса, а как торгового комплекса с учетом его фактического использования.
Согласно ст. 346.27 Налогового Кодекса РФ стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Кроме того, согласно ст. 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на различные виды. При этом требования противопожарной безопасности к зданиям организации торговли и складского назначения также различны.
Таким образом, в настоящее время ООО «КБФ» может использовать указанный объект только как складское помещение, но не под торговый комплекс.
Акт прокурорского реагирования находится на стадии рассмотрения.http://procrf.ru/news/300094-prokuratura-sovetskogo-rayona-goroda.html