18.03.2015
МЧС России распространило подготовленный им и подведомственным ему центром "Антистихия" в конце прошлого года прогноз чрезвычайной обстановки на территории Российской Федерации на 2015 год. Прогноз уже успел несколько устареть, но другого пока нет, и органам государственной власти все равно придется в той или иной степени ориентироваться на этот документ трехмесячной давности. Ссылка:
Прогноз чрезвычайной обстановки на территории Российской Федерации на 2015 год
В документе есть крошечный раздел, посвященный пожарам на природных территориях (приводится полностью в конце данного сообщения) - эта часть прогноза имеет оценочный характер и должна быть уточнена весной. В качестве основы для принятия серьезных управленческих решений она совершенно не годится, зато в сочетании с фактическим развитием ситуации хорошо иллюстрирует роль конкретных личностей (руководителей системы МЧС) в истории с торфяными пожарами. Вот что, в частности, говорится в Прогнозе:
"Повышенный риск развития неблагоприятной обстановки, связанной с торфяными пожарами, прогнозируется на территории Тверской и Брянской областей".
Как уже отмечалось раньше, во время составления этого прогноза не было никаких природных причин, которые способствовали бы особо неблагоприятному развитию ситуации с торфяными пожарами именно в этих двух субъектах РФ при благоприятной ситуации в соседних (ссылка).
Нынешнее положение дел это подтверждает: наихудшим образом с точки зрения возможности развития катастрофических торфяных пожаров ситуация пока развивается в Брянской, Смоленской и Псковской областях, за ними со значительным отрывом идут Ленинградская и Новгородская, и только потом, опять же со значительным отрывом - регионы Верхневолжья, включая Тверскую. По снегозапасам и скорости схода снегового покрова Тверская область принципиально отличается от перечисленных регионов-лидеров, и нет никаких оснований, связанных с природно-климатическими условиями, считать ее столь же рискованным в отношении торфяных пожаров регионов, как Брянскую. Вот мозаика снимков Aqua MODIS от 18 марта на западную часть Средней полосы с наложенными границами регионов и термоточками системы FIRMS за последние двое суток (термоточки отражают только самые крупные и продолжительные палы сухой травы, некоторые из которых уже попадают на осушенные торфяники и брошенные торфяные месторождения):
Отчетливо видна группа регионов-лидеров по опасности развития торфяных пожаров в весенний и раннелетний период (в связи с ранним сходом снегового покрова, массовым и ранним распространением палов сухой травы). Конечно, ситуация и в Тверской области не очень благополучна, и там, судя по информации с мест, тоже уже начались палы сухой травы - но все-таки пока там частично лежит снег, и ситуация пока далеко не такая плохая, как в более западных областях (а весеннее маловодье имеет ключевое значение с точки зрения рисков торфяных пожаров).
Почему же МЧС, при отсутствии явных природно-климатических причин для объединения Тверской и Брянской областей в одну группу наибольшего риска торфяных пожаров, все-таки считает именно их наиболее проблемными в этом отношении? Рациональных причин для этого, скорее всего, две:
во-первых, специалисты в МЧС и центре "Антистихия" не могут не понимать, что хотя "на бумаге" катастрофические тверские и брянские торфяные пожары были потушены, в реальности они продолжали действовать и зимой, и могут стать источниками новых крупных пожаров в 2015 году;
во-вторых, руководители главных управлений МЧС в Тверской и Брянской областях остались те же, что и в прошлом году, и если они не справились с организацией тушения торфяных пожаров год назад (в основном потому, что на ранних этапах развития пожаров пытались их скрыть, а не полноценно тушить) - с большой вероятностью они же не справятся и в новом сезоне.
Причины действительно рациональные, но то, что они, скорее всего, служат основой для прогноза на нынешний год, говорит об очень странной и опасной кадровой политике МЧС: руководство министерства, понимая, что конкретные руководители не справились со своей работой в прошлом году и вряд ли справятся в нынешнем, не делает из этого ровным счетом никаких оргвыводов. Начавшийся пожароопасный сезон уже очень скоро покажет, к чему такая кадровая политика может привести.
Ниже приводится фрагмент из Прогноза чрезвычайной обстановки на территории Российской Федерации на 2015 год.
Природные пожары. С учетом долгосрочного прогноза Росгидромета по осадкам и на основании фактических данных по высоте снежного покрова, повышенные риски начала пожароопасного периода ранее среднемноголетних сроков в 2015 году предварительно прогнозируются на территории Приморского края (Дальневосточный ФО), Забайкальского края (Сибирский ФО), западные районы Центрального и Северо-Западного ФО, Южный, Северо-Кавказский и Крымский ФО. Повышенный риск развития неблагоприятной обстановки, связанной с торфяными пожарами, прогнозируется на территории Тверской и Брянской областей (Центральный ФО).
Субъекты с наибольшим риском переходов сельхозпалов и природных пожаров на населенные пункты в 2015 г.– Дальневосточный ФО (Амурская область), Сибирский ФО (Забайкальский, Красноярский края, Омская область), Уральский (Свердловская, Челябинская области), Приволжский (Нижегородская область), Центральный ФО (Рязанская, Московская области) и Южный ФО (Волгоградская область).
Справочно: параметры пожарной опасности в 2015 г. будут рассчитаны после окончания периода накопления снегозапасов и уточнения температурного режима в вегетационный период.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=17727