18.02.2015 Вахтовый городок на НПС-2, возведенный в 2013 году в 28 километрах от поселка Новозаполярный, предназначен для строительства и обслуживания инфраструктуры нефтеперекачивающей станции, в первую очередь, магистрального нефтепровода компании «Транснефть» – главного российского оператора транспортных поставок жидких углеводородов. Общежитие поселка, где работали вахтовики, представляло собой временный жилой комплекс, созданный на базе вагончиков из деревянных материалов, проложенных утеплителем. Размещалось в жилом модуле 240 сотрудников из Сербии, России, Белоруссии и Киргизии. Практически все они являются работниками компании «Велесстрой», выполняющей работы генерального подрядчика на объекте по заказу «Транснефти», и сербской компании ООО «БЕОметаллстрой», выступающей в роли субподрядчика строительства.
«Велесстрой» хорошо известна в Сербии как компания, нанимающая для работы в России монтажников, сварщиков, строителей и специалистов других специальностей. На данном рынке она активно действует с 2008 года. Наиболее крупные заказы, выполняемые «Велесстроем» для «Транснефти», участие в строительстве нефтепроводов ВСТО, БСТ-2, Пурпе – Самотлор. Наиболее высокой выручки (42 млрд рублей) предприятие добилось в 2012 году, однако в последнее время доходы заметно снизились. Тем не менее, в 2014 году «Велесстрой» получил права от «Транснефти» на осуществление работ еще по 8 контрактам на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Генеральным директором компании является Златко Пенич, хотя владельцем называют известного на Балканах хорватского бизнесмена Михайло Перенчевича. Этот факт, по словам рабочих, главным образом сербов, играет очень серьезную роль и косвенно приводится ими в качестве одного из факторов регулярно возникающих конфликтов сотрудников и руководителей.
Несмотря на крепкие позиции на рынке и серьезный финансовый оборот, «Велесстрой» постоянно обвиняют в нарушениях трудового и миграционного законодательства. В частности, компания предельно экономит на обеспечении своих нанятых сотрудников надлежащими условиями труда и проживания, на производстве процветают неоплачиваемые сверхурочные – рабочий день в отдельных случаях достигает 16 часов, существует система штрафов, произвольно назначаемых руководством. Наличествует и проблема с получением разрешений на работу за рубежом для сотрудников от Минтруда Сербии, впрочем, сами рабочие в разговорах предпочитают эту тему не затрагивать. В силу данных причин «Велесстрой» является одним из лидеров по количеству негативных отзывов персонала на сайте Iworker, ориентированного на обмен мнениями о работодателях. Не стала исключением и НПС-2.
Техника безопасности в таких общежитиях на вахтовых комплексах не соблюдается даже в минимальной степени. В комнатах, где мы живем, 12 квадратных метров, и там ютятся четверо, а иногда даже шестеро работников. И, конечно, проблема тепла. Представьте себе, люди работают целыми днями на морозе -30 или -40 градусов. Потом приходят в общежитие. Обогреватели в комнатах и сушилках для промерзшей и мокрой одежды не выключаются ни днем, ни ночью, даже когда все ложатся спать. Неудивительно, что там начался и оттуда распространился пожар», – сообщил в разговоре один из рабочих компании.
Другой собеседник «Правды УРФО» рассказал о недобросовестности подрядчиков «Транснефти». Люди в Сербии подписывают контракты на суммы зарплат до 3000 долларов в месяц, а по приезду на вахту обнаруживают, что едва могут заработать на обратный билет и совсем немного отправить семьям на родину.
«В последнее время заработать стало практически нереально. Руководство нас обманывает. Вы можете этого не понять, но то, что нами, сербами, руководят бизнесмены из Хорватии, многое объясняет. Это вековые противоречия, выразившиеся на таком уровне. Нас попросту обманывают. Сейчас многие из нас зарабатывают не более 600 динаров в час (примерно 350 рублей. – Прим. ред.). Для 12 часов на морозе это очень мало. Когда мы поднимаем вопрос о деньгах, нас просто игнорируют», – сообщил «Правде УРФО» сотрудник «Велесстроя».
После пожара руководство компании выдало пострадавшим, многие из которых лишились одежды, денег и средств связи, по 500 долларов и пообещало компенсировать убытки. Однако по имеющейся на сегодня информации, никто из рабочих ничего не получил. Ежедневно их вызывают на опросы как сотрудники Следственного комитета РФ по ЯНАО, расследующие ЧП, так и руководство предприятия, по понятным причинам не желающее огласки своих промахов.
Вопрос ответственности за противопожарное состояние на НПС-2 сейчас также остается нерешенным. По словам руководителя пресс-службы ГУ МЧС по ЯНАО Ивана Скиданова, временные вахтовые поселки не входят в зону надзорной ответственности ведомства.
«Дело в том, что такие поселки не привязаны к какому-то конкретному адресу. Они временные. Сегодня есть, завтра, после завершения работ, их нет. Мы можем проверять только объекты с постоянным адресом. Они находятся в зоне ответственности Ростехнадзора, Госстройнадзора, еще каких-либо организаций, возможно, ну и самих компаний. Вообще, наши сотрудники проявили себя при тушении пожара наилучшим образом. Там ведь не было никакой противопожарной техники. Безопасность не соблюдалась. Нам пришлось ехать с несколькими тоннами воды от пожарной станции из Новозаполярного 28 километров. Когда приехали, полыхали первый и второй этажи. Большинство людей, кроме тех, которые погибли, эвакуировались самостоятельно. Нашей задачей было, прежде всего, не допустить переброса огня на соседние объекты, иначе случилась бы просто катастрофа, братская могила. Условия были тяжелые, но мы справились», – рассказал сотрудник ведомства по чрезвычайным ситуациям «Правде УРФО».
В настоящий момент расследование дела проходит под личным контролем заместителя генерального прокурора РФ Юрия Пономарева. Местная прокуратура осуществляет надзорные функции по его прямому поручению. Собственно расследованием занимаются сотрудники Следственного комитета РФ по ЯНАО.
«От нашего ведомства там работает постоянная группа следователей. Они уже проделали большой объем работы. Опросили около 300 человек, собрали большую базу материалов и документов. На сегодняшний день идет анализ этих материалов и документов. Проводится ряд экспертиз, в частности, пожарно-техническая и генетическая. Там же присутствуют и представители руководящего звена «Велесстроя». Заведено уголовное дело по ч.3 ст.109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам». Оно пока, на данный момент, заведено по факту, безадресно. Фигуранты в деле могут появиться, когда будет обработана вся база собранных материалов, и станут известны результаты экспертиз»,– сообщила «Правде УРФО» представитель СК РФ по ЯНАО Елена Демьянова.
При этом остается не вполне ясным, каким образом на строящемся режимном объекте «Транснефти», методы эксплуатации которого утверждены еще редакцией «Правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов» РД-153-39.4-056-00, утвержденных замминистра энергетики РФ Владимиром Станевым 14.08.2000 года и согласованных с первым вице-президентом ОАО «АК «Транснефть» Владимиром Калининым и вице-президентом Юрием Лисиным, работали иностранные граждане с сомнительными миграционными документами. Стоит учитывать и тот факт, что до недавнего времени большая часть полуострова Ямал являлась пограничной зоной с действующим пропускным режимом согласно приказу ФСБ РФ от 15.10.2012 года №515, сокращение которой до 10 километров вдоль побережья утверждено лишь в начале февраля. В региональном УФМС считают, что отслеживать работающих на НПС-2 иностранцев не входит в сферу их компетенции.
«Мы не можем запретить привлекать иностранных граждан на эту работу. Это не входит в сферу наших полномочий. Что касается самого ЧП, то сейчас проводится расследование, в том числе и с нашей стороны. Пока я не могу дать никакой информации, ни положительной, ни отрицательной, в том числе и для нас самих. Подчеркну, что сама по себе работа на НПС этих работников нами не контролируется»,– ответил «Правде УРФО» замначальника управления – начальник отдела по работе с иностранными гражданами и иммиграционного контроля УФМС по ЯНАО Николай Герасичев.
Пока ведется следствие и компетентные органы пытаются определить виновных в трагедии на НПС, тела Славиши Кадича (1960 г.р.), Мирослава Арсича (1986 г.р.), Бранислава Арсича (1993 г.р.), Чедо Богуновича (1959 г.р.), Мирко Матиевича (1993 г.р.) и Драгана Марьяновича лежат в морге поселка Уренгой. Последний из списка погибших работал на НПС первый день. При пожаре у него сгорели все документы, и год его рождения пока не установлен. Тела сильно обгорели, и установить личности поможет лишь генетическая экспертиза, для чего на Ямал доставляют родственников погибших рабочих.
Как считают их коллеги, вероятность того, что в итоге все будет списано на неосторожное обращение с огнем самих погибших, весьма высока. В частных беседах работники уже сообщали, что со стороны руководителей им задавали вопросы, «почему вы не выключаете обогреватели, и сушите на них свои вещи». Сербские рабочие предполагают, что таким образом акцент с вопиющих нарушений обеспечения пожарной безопасности и условий труда будет смещен в сторону неправомерных действий погибших сотрудников.
На момент публикации представители ОАО «АК «Транснефть» и ООО «Велесстрой» на запросы о нарушениях, приведших к трагедии, и ходе расследования не ответили.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.http://pravdaurfo.ru/articles/serby-obvinili-horvatov-v-gibeli-rabochih