16.02.2015 Дома повышенной этажности за последние несколько лет стали обыденностью для жителей крупных городов. Хотя, казалось бы, еще совсем недавно преобладали двух и пяти этажные строения. Но сегодня 14-20 этажным зданием никого из жителей Уфы уже не удивить.
Но «высотки» - это не только современный стиль большого города с панорамными пейзажами, но и опасность, связанная с возможными ЧС, и, как следствие, сложностями, связанными с эвакуацией людей.
На вооружении Управления пожарной охраны Уфы находятся автолестницы и спецсредства, способные помочь огнеборцам в сложных ситуациях, но, зачастую, конечно же, используется лестничное пространство домов.
Но для начала необходимо углубиться в историю создания, ставшего привычным, каждому жителю «многоэтажки», лифта. Первые подобные механизмы появились еще за 50 лет до нашей эры, тогда подъемные устройства приводили в движение либо сами люди, либо лошади. Именно они позже упоминались в трудах Сенеки и других знаковых фигур древности. Несколькими веками позже в Египте появилась ковшевая система для поднятия воды.
В Российской Империи пассажирские лифты стали использоваться только в 18 веке. А в 1795-ом Иван Петрович Кулибин- известный русских механик, имя которого уже давно стало нарицательным, разработал конструкцию винтового пассажирского лифта для Зимнего дворца. Позже столь интересная новинка стала появляться в дворянских имениях.
И только в конце 40-х годов двадцатого века в СССР было освоено серийное производство лифтов общего назначения, а также скоростных. Трест «Союз Лифт» в середине 50-х выпускал пассажирские лифты грузоподъемностью от 320-ти до 1000 килограмм и грузовые лифты, способные перевозить до 5-ти тонн.
Ну, а за столь важную и до сих пор используемую в производстве лифтов систему остановки кабины при обрыве каната, нужно поблагодарить Нью-Йоркскую компанию Otis, которая была основана в 1853 году. Ее изделия даже сегодня можно встретить во многих уфимских торговых центрах.
Современные новинки лифтостроения похожи на космические корабли с их сенсорными панелями, сферическими корпусами и глянцево-хромированными покрытиями, а за их работу отвечают топовые процессоры, способные обработать любой запрос за доли секунды.
Но вернемся к пожарной безопасности. Как все знают пользоваться лифтами во время пожаров категорически запрещено и специализированный пожарный лифт - не исключение, ведь пользоваться им могут только огнеборцы при использовании специального ключа и других незнакомых обычным гражданам манипуляциям.
Пожарный лифт, в отличие от гражданского, не может комплектоваться сенсорными экранами, зеркалами, диодным освещением и многими другими элементами декора, которые в сложной обстановке не только будут мешать, но и могут создать угрозу жизни человека.
В критической ситуации такой лифт (при получении сигнала от пожарной сигнализации или системы пожаротушения) автоматически переходит в «пожарный» режим и спускается на первый этаж здания, где в открытом состоянии ждет прибытия боевого расчета пожарной части.
Без специальных навыков и знаний, пользоваться таким лифтом не получится, но он действительно может помочь при решении сложных задач, подъеме спецсредств на необходимый этаж, а также быстрой эвакуации пострадавших. Открывается в режиме «пожар» он тоже по- особому. Ведь мгновенное открытие с разностью давлений и среды в помещениях недопустимо. Пожарный, управляющий лифтом, производит открывание дверей плавно и медленно, чтобы в любой момент быть готовым к изменяющимся условиям.
Сегодня подобные лифты скорее редкость, чем данность, но, как и весь прогресс, градостроительство не намерено останавливаться на достигнутом и, возможно, уже через небольшой период времени, когда высотные здания повсеместно будут появляться во всех российских городах, пожарные лифты станут неотъемлемым атрибутом безопасности.
Материал подготовлен на основе доклада начальника отдела профилактики пожаров Управления пожарной охраны города Уфы Азамата Тимергалиева.http://ufacity.info/m/press/news/186518/