01.08.2014 - Екатерина, задача любой ведомственной пресс-службы, как правило, заключается в основном в улучшении имиджа своей структуры. Однако МЧС – это ведомство с особенными задачами и методами их решения. Накладывает ли это свой отпечаток на работу пресс-службы в структуре МЧС и его региональных управлений?
- Действительно, говоря о работе пресс-службы МЧС, прежде всего, следует обозначить специфику нашей работы со СМИ. В системе МЧС России важнейшее значение имеют именно информационные подразделения, пресс-службы. Сейчас поясню почему. При возникновении чрезвычайной ситуации важнейшим аспектом работы МЧС России становится информирование населения. Когда происходит чрезвычайная ситуация, населению крайне важно как можно быстрее получить информацию о том, что случилось и какие действия нужно предпринять, чтобы спасти свою жизнь и здоровье. Отсюда два главных принципа работы пресс-служб МЧС – достоверность и оперативность, а также еще одна важнейшая функция – донести до населения порядок действий. Здесь нельзя медлить. Информация должна быть очень быстро доведена до людей, чтобы не возникло паники. При этом она должна быть одновременно и достоверной и не вызывающей у людей чувство страха, а направляющей на один из алгоритмов действий по самоспасению.
- Так работает пресс-служба МЧС во время крупных чрезвычайных ситуаций. Верно ли, что последней ЧС подобного масштаба для Владимирской области были лесные пожары 2010 года?
- Да, таких происшествий, которые угрожали бы, скажем, жилым домам многих людей не было. Но, тем не менее, происшествия, которые угрожают последствиями меньшей группе людей, не становятся для этих людей менее страшными. Можно вспомнить конец 2012 года, когда в Вязниковском районе случилась авария и разлилось несколько тонн нефтепродуктов. Очень важно донести до населения информацию о том, что работы по утилизации уже идут и жизни и здоровью людей ничего не угрожает. Или из недавних событий – пожар в гипермаркете «Глобус». Конечно, население города Владимира, а особенно жители микрорайона Доброе, были напуганы. Наша задача была рассказать, что пожарные прибыли вовремя, работы по тушению идут, и огню не дадут распространиться.
- А как работает пресс-служба регионального управления в «мирное время», когда в регионе не происходит серьезных техногенных или природных ЧС?
- На пресс-службу управления МЧС кроме непосредственной работы по взаимодействию со СМИ возлагается также важнейшая функция – пропаганда знаний в области безопасного поведения среди населения. До недавнего времени информационные подразделения МЧС так и назывались – отделы информации, пропаганды и связи с общественностью. Сейчас официальное название пресс-службы – отдел информационного обеспечения деятельности МЧС России, слово «пропаганда» из названия убрали, но, конечно, не вычеркнули из функционала. Развернуть как можно более широкую кампанию, направленную на воспитание культуры безопасности, – важнейшая задача пресс-службы. Научить каждого правилам пожарной безопасности, правилам поведения на воде, порядку действий при получении сигнала о ЧС и так далее – основа работы по предотвращению большинства происшествий, ведь, как правило, все несчастные случаи происходят именно по вине самого человека, от несоблюдения элементарных вещей. Такой принцип работы раскрывает один из основных лозунгов МЧС России – «Предотвратить легче, чем предупредить».
- Какие каналы чаще всего используются, чтобы проинформировать население. Какую роль в вашей работе играет интернет и социальные сети, ставшие для миллионов людей едва ли не самым главным и авторитетным источником получения информации?
- Естественно, средства массовой информации и интернет, как и для любой пресс-службы, остаются для нас самыми эффективными и надежными площадками для распространения информации. Что касается коллег из СМИ – со всеми стараемся поддерживать самые тесные и доброжелательные отношения. Журналисты – наши верные партнеры и друзья, помогающие нам доводить крайне социально важную и значимую информацию до населения. По сути, мы – пресс-служба МЧС и журналисты – работаем в тандеме, без представителей СМИ было бы невозможным оперативно проинформировать население, поскольку СМИ по-прежнему остаются самым эффективным инструментом общения с населением для нас.
Как можно активнее стараемся использовать интернет, в частности, социальные сети и блоги. Главное управление МЧС России по Владимирской области кроме официального сайта имеет 3 странички в социальных сетях («Вконтакте», «Твиттер», «Фейсбук»). Понимая реалии современного общества, очевидно, что социальные сети стали эффективным медиа, куда даже более эффективным подчас, чем официальные сайты ведомств.
Из наших особенных методов доведения информации можно выделить системы ОКСИОН (Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения). Это система плазменных табло и экранов, установленных в местах массового скопления людей, через которые наглядно и сразу на большую аудиторию можно доводить информацию.
Кроме непосредственно ОКСИОН МЧС России заключает некоммерческие договоры с частными предприятиями, имеющими свои плазменные панели, установленные в людных местах. Практически никогда предприниматели не отказывают нам в размещении нашей информации. Так, во Владимирской области имеется около 35 плазменных уличных экранов, транслирующих информацию по тематике безопасности населения.
- В советские времена в прессе достаточно мало рассказывали о самих происшествиях, но зато много и подробно говорили о героической составляющей работы пожарных и спасателей, печатали и снимали очерки о них. Как сегодня формируется имидж сотрудника МЧС в глазах общественности?
- Нельзя не сказать о том, что мы стараемся как можно больше рассказывать нашему населению о героической профессии наших пожарных и спасателей. Работая с ними под одной крышей и, выезжая с ними на ЧС, не перестаем восхищаться смелости и мужеству этих людей. Много раз видела, как на своих плечах они выносят из огня и воды погибающих. Нисколько не преувеличу, сказав, что они действительно герои. Они спасают людей, рискуя своими жизнями. Здесь ни убавить, ни прибавить. Легко и с точки зрения создания информационного продукта очень приятно работать на таких людей. Очень важно, чтобы наше население знало, что они есть – настоящие спасатели, профессионалы, которые придут и вытащат из беды. И очень важно, чтобы люди понимали важность и значимость их работы. Здесь, если хотите, и воспитание в наших гражданах чувства патриотизма, и гражданской позиции. Хочется сказать спасибо коллегам из средств массовой информации, которые всегда откликаются на предложения рассказать о том или ином спасателе-герое. Отрадно, что в эфирах ТВ и на страницах газет остается место и подвигам, а не только страшным сводкам о ЧС.
- Сложно ли руководить информационным потоком самого тревожного ведомства?
- Скажем так, непросто. Долго привыкаешь поначалу вставать среди ночи, выезжать туда, где страшно и гибнут люди. Это такая работа, которую не оставишь в кабинете, закрыв дверь в конце рабочего дня. Она всегда с тобой. Чрезвычайные происшествия не подчиняются рабочему графику, и даже наоборот, как правило, самые серьезные случаются именно по ночам и в выходные дни. Но потом, рассказывая людям о том, как спасли чью-то жизнь, предупреждая, чего нельзя делать, чтобы не оказаться в беде, понимаешь, что твоя работа нужная и важная. Начинаешь любить эту работу, а если её не любить, то и работать в пресс-службе МЧС невозможно.http://www.interfax-russia.ru/Center/exclusives.asp?id=526095