09.06.2014 Каждый год в Архангельской области пропадают десятки людей. В числе пропавших – грибники, ягодники, охотники, пожилые и больные люди, оставленные без присмотра дети, жертвы преступников.
Поиском их занимаются различные службы – правоохранительные органы, спасатели, водолазы. Значительную часть всех пропавших находят мертвыми, либо не находят вовсе. В поисковых работах активно используются служебные собаки. Основная задача животного – поиск живого человека, поэтому тела погибших четвероногий поисковик в большинстве случаев оставит без внимания. Дрессировка собак на поиск человеческих останков – это направление в кинологии только набирает обороты, и в большинстве стран, в т.ч. в России, практически не изучено.
Как уже сообщала «Двина-Информ», со 2 по 7 июня в Архангельской области прошел учебно-тренировочный семинар «Поиск человеческих останков с применением специально обученных собак», в котором приняли участие представители экстренных служб и волонтеры Архангельской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Самары, Челябинска, республик Коми и Татарстан, а также Латвии, Словении и США – всего более 30 человек. Многие привезли с собой собак. Аналогов подобному мероприятию в России до этого времени не было.
Руководитель отряда «Надея» Любовь Кошевая больше года назад на одном из международных кинологических семинаров познакомилась со своим коллегой Бобби Блеквеллом, дрессировщиком организации «First Tactical K9». Этот кинолог из Северной Каролины – один из лидеров по подготовке собак, ориентированных на поиск погибших. В США эта сфера кинологии называется Human Remains Detection, а собачья профессия так и обозначается - HRD. Бобби, а с ним и другие опытные инструкторы, согласились приехать в Архангельск, чтобы поделиться опытом с коллегами.
Первые три с половиной дня были посвящены теории. В учебном зале специализированной пожарной части и Архангельского аграрного техникума слушатели узнали о специфике подготовки собак для работы в различных условиях. Так, например, для поиска в природной среде подойдет так называемая кроссовая собака, способная искать и живых, и мертвых. А в работе на техногенном завале такая универсальность, напротив, может привести к трагическим последствиям. Собака может обозначить мертвого человека, находящегося под завалами, а спасатели решат, что человек жив, и потратят на его извлечение массу времени, которое можно было бы уделить живым. И наоборот – думая, что учуянный собакой человек мертв, можно при разборе завалов нанести вред еще живому пострадавшему.
Спасатели узнали и о новой системе поощрения собаки под названием «кликинг». Кликер – специальный прибор, который после выполнения задания издает звук, приятный собаке. Кликер, в отличие от человеческого голоса, не имеет интонаций и колебаний и потому более однозначно воспринимается собакой. Однако, большинство кинологов считают более удобными традиционные способы поощрения – ласковое слово, игрушка, еда.
Ученикам пришлось углубиться в такие отрасли науки, о которых в обычной жизни не услышишь. Танатология, наука о смерти, учит, что тело начинает разлагаться уде спустя 4 минуты после смерти. Специфика распространения запаха живого и мертвого существа совершенно разная. Чтобы учуять запах смерти, собаке вовсе не обязательно выходить на человеческое тело. Криминалисты США и европейских стран успешно применяют в расследовании преступлений так называемых судебных собак. При огнестрельном или ножевом ранении на месте ЧП неизбежно остаются мельчайшие частицы плоти, молекулы крови – этого достаточно, чтобы взять след, даже если преступник пытался уничтожить следы убийства. Судебные собаки способны оказать неоценимую помощь работающему на месте происшествия криминалисту, найти улики в закрытых и открытых пространствах, транспорте.
«Мы уже много лет используем собак для обнаружения человеческих останков, когда разбираются резонансные дела, преступления. Также в Америке происходит очень много утоплений в рекреационных зонах, у озер и рек», - рассказал Бобби Блэквелл. Водная проблема характерна и для Архангельской области с большим количеством водоемов – с начала 2014 года в озерах и реках Поморья утонули 33 человека, 14 их них до сих пор не найдены. Поиском утонувших занимаются водолазы, чей труд сложен, опасен и далеко не всегда успешен, ведь обследовать каждый квадратный метр водоема попросту нереально. Возможность локализовать поиски, конкретно указав на местоположение тела, существенно облегчит и ускорит труд водолазов.
Возможность отработать на практике методы поиска на воде и суше представилась в конце недели. В четверг группа переместилась в Холмогорский район. Рядом с дер. Сетигоры был разбит полевой лагерь, где поселились кинологи и их питомцы – немецкие и бельгийские овчарки, лабрадоры, легавые курцхаар, бигль и бладхаунд, и даже представитель самой маленькой в мире служебной породы – цвергшнауцер. Собак держали в специальных клетках – это нужно, чтобы животное чувствовало себя хозяином собственного, неприкосновенного пространства, и не боролось за территорию с остальными.
Небольшое озеро вблизи деревни как нельзя лучше подошло для тренировки. Металлическую сетку с герметично упакованным в нее источником запаха погружали в воду. На надувной лодке на воду выпускали кинолога с собакой, которая должна была лаем обозначить закладку. Чтобы отследить реакцию собаки на запах, спасатели удалялись от поплавка на десятки метров, опускали на разную глубину. Животные через несколько минут «речной прогулки» громким лаем сообщали хозяину о находке. Собаки включались в работу по-разному. К примеру, лабрадор, вышедший на воду самым первым, начал действовать лишь тогда, когда хозяйка одела на него шлейку – с годами у него выработался соответствующий рефлекс.
При желании животное можно натренировать на поиск абсолютно любого вещества из тех двух миллионов запахов, которые способен различить собачий нос. Это как никто знает Анна Шадрина, кинолог мурманской таможни. На границах, которые характеризуются потоком какого-либо определенного типа контрабанды, выгодно иметь собак, натренированных именно на то, что обычно перевозят. В южных странах это экзотические виды попугайчиков и черепашек, на Дальнем Востоке – бурый медведь и амурский тигр, на границе с Афганистаном – героин. Но свою личную собаку, огромного белого пуделя по кличке Северный Вихрь Гай Юлий Цезарь, Анна готовит на поиск людей. Пушистый пес с фигурной стрижкой и вплетенными в гриву фенечками совсем не вяжется с поиском погибших – ему бы на подиум или цирковую арену. Но его хозяйка на собственном опыте подтверждает то, что поисковика можно подготовить практически из любой собаки. Цезарь довольно быстро «вычисляет» нужный источник запаха и заливается лаем, едва не опрокинув легкую резиновую лодку.
Для поиска на суше собакам предлагалось найти и обозначить закладку, спрятанную в один из нескольких деревянных контейнеров.
Особая проблема – материалы, необходимые для обучения собак. На Западе можно легально и без бюрократии приобрести человеческие останки для работы. Российские кинологи в этом отношении сильно ограничены законодательством. Обычно приходится довольствоваться имитаторами трупного запаха, произведенными из свинины. Несмотря на свою похожесть на человеческий запах, имитатор не может обмануть собачий нос, поэтому применение «подделок» нежелательно.
Американский инструктор высказал свое мнение о разнице подходов к HRD-дрессировке в России и США: «В Америке гораздо больше опыта и практических навыков по подготовке таких собак. Настало время, когда этим опытом можно делиться. Я считаю, что мы решаем очень важную задачу – помогаем семьям погибших похоронить близких людей, «поставить точку». У вас, конечно, заметен недостаток опыта в этом вопросе, но собаки очень хорошие, успешно тренируются, быстро схватывают информацию. Надеюсь, мои тренинги помогут вам через короткий промежуток времени подготовить эффективных собак».
В Архангельской области подготовка собак на поиск тел погибших ведется в волонтерском отряде «Надея», к ним планируют присоединиться и кинологи Архангельской областной службы спасения, передает пресс-служба регионального МЧС.http://www.dvinainform.ru/incidents/2014/06/08/25002.html