16.05.2014
Одной из причин катастрофического разрастания лесных пожаров в Тюменской области является некомпетентность сотрудников МЧС, несоответствие их знаний и навыков тем функциям, которые по действующему законодательству возлагаются на это министерство. Согласно указу Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, МЧС должно осуществлять функции по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важнейшим и наиболее распространенным типом ЧС природного характера являются лесные пожары. МЧС, за исключением некоторых специфических случаев, не обязано тушить лесные пожары, но оно обязано разбираться в лесопожарной тематике в той мере, в какой это необходимо для осуществления надзора за правильностью и своевременностью введения режима ЧС в связи с лесными пожарами.
От достоверности оценки площадей действующих лесных пожаров зависит своевременность введения режима ЧС соответствующего уровня в связи с этими пожарами, а от этого, в свою очередь, зависит, или должно зависеть, вовлечение в борьбу с огнем тех или иных сил РСЧС - Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Поскольку действующее лесное законодательство предусматривает только нормативное, рассчитанное на среднюю пожарную опасность, финансирование переданных субъектам РФ полномочий по борьбе с лесными пожарами - от своевременности введения ЧС должного уровня и задействования соответствующих резервов сил РСЧС, по крайней мере в теории, в рамках действующего законодательства, зависит успешность борьбы с пожарами при продолжительных периодах высокой и чрезвычайной пожарной опасности.
Таким образом, если исходить из указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, именно на МЧС лежит основная ответственность в части надзора за своевременностью введения режимов ЧС соответствующего уровня в связи с лесными пожарами, а следственно - и за своевременное подключение к их ликвидации соответствующих сил и резервов РСЧС.
Если территориальные органы или конкретные сотрудники МЧС не могут оценить параметры лесопожарной обстановки, имеющие ключевое значение с точки зрения введения ЧС разных уровней, если у них для этого не хватает знаний, навыков или понимания технологий получения информации о лесных пожарах - значит, они не обладают достаточной квалификацией для выполнения функций, возложенных на МЧС указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868.
Что же происходит на практике? Рассмотрим пример Тюменской области.
Согласно утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 Правилам введения ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, для введения ЧС регионального характера важны четыре показателя лесопожарной обстановки: количество лесных пожаров в расчете на миллион гектаров площади земель лесного фонда; доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров; средняя площадь одного пожара; доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда. Для введения ЧС регионального характера два из них должны превышать среднепятилетние значения в полтора раза и более (ссылка).
Согласно "Среднепятилетним значениям горимости лесов за сутки (за 2009-2013 годы)", подготовленным и опубликованным ФБУ Авиалесоохрана, для Тюменской области эти показатели составляют для 15 мая, соответственно, 2,407; 4%; 11,06 и 0,0040860% (ссылка).
Согласно Лесному плану Тюменской области, площадь земель лесного фонда составляет 11394394 гектара - то есть для того, чтобы четвертый из вышеперечисленных показателей превышал среднепятилетние показатели в полтора раза, площадь действующих пожаров на землях лесного фонда должна составлять всего-навсего 698,4 гектара или более.
Согласно сообщению ГУ МЧС по Тюменской области от 15 мая 2014 года, "на 15 мая 2014 года на территории юга Тюменской области зарегистрировано два действующих лесных пожара" (ссылка). Согласно сводке Авиалесоохраны, основывающейся на данных органов управления лесами субъектов РФ, "на 00:00 мск 16.05.2014 на территории Российской Федерации действовало 80 лесных пожаров на площади 2 722 га, в том числе: ... 3 пожара на землях лесного фонда на площади 33 га (Тюменская область)" (ссылка).
Независимо от того, чьи данные полнее (МЧС или Авиалесоохраны), для того, чтобы второй из вышеперечисленных показателей превышал среднепятилетние показатели в полтора раза и более, достаточно наличия хотя бы одного крупного пожара - это будет больше шести процентов как от двух, так и от трех. Под крупным пожаром, согласно вышеупомянутым Правилам, понимается пожар площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов.
13 мая Гринпис России сообщил, что в Тюменской и Омской областях началось катастрофическое разрастание лесоторфяных пожаров, подкрепив это сообщение космическим снимком с наложенными термоточками, на котором были отчетливо видны как сами действующие пожары, так и дым от них (ссылка).
15 мая информационный портал 72.RU сообщил, что МЧС опровергло данные Гринпис о пожарной катастрофе в Тюменской области, и процитировал слова руководителя пресс-службы Главного управления МЧС России по Тюменской области Елена Третьяченко: "Очагов возгораний много, но в Гринпис это трактуют неверно. Они приводят данные по термоточкам, которые наблюдают по спутнику, а это может быть любой костер. Термоточка – это не пожар. Причин для беспокойства нет".
А вот что мы видим на свежем космическом снимке Terra MODIS на наиболее горящие районы Тюменской области (снимок сделан 16 мая, на него наложены термоточки системы FIRMS за последние сутки):
На одном только этом снимке видны как минимум пять крупных пожаров (все они действуют целиком или большей частью на землях лесного фонда, то есть должны учитываться при принятии решения о введении ЧС регионального уровня в соответствии с вышеупомянутым постановлением правительства) - то есть второй показатель введения ЧС регионального характера заведомо превышает среднепятилетние значения гораздо более, чем в полтора раза. Площадь одного самого крупного пожара, действующего в Кротовском участковом лесничестве (крупный пожар в северной части снимка), составляет около 24,9 тысячи гектаров - то есть его одного заведомо достаточно, чтобы и четвертый показатель введения ЧС регионального характера превышал среднепятилетние значения гораздо более, чем в полтора раза.
Таким образом, показатели лесопожарной обстановки в Тюменской области заведомо превышают тот уровень, при котором должен вводиться режим ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами (желающие могут самостоятельно убедиться, что эти показатели были заведомо превышены и в предыдущие несколько дней). Режим ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами в Тюменской области не введен до сих пор - что теоретически не позволяет ввести в борьбу с огнем все необходимые силы территориальной подсистемы РСЧС (теоретически - потому, что значительная часть этих сил существует только на бумаге, из-за чего, собственно, уполномоченные органы власти и боятся вводить ЧС высоких уровней).
Искажение данных о пожарах для МЧС давно стало привычным делом - недаром среди работников леса его название нередко неофициально расшифровывается как "Министерство Чудесных Сказочников". Но приведенное выше высказывание руководителя пресс-службы тюменского подразделения МЧС - это не только "чудесная сказка", но и проявление вопиющей некомпетентности. Люди, хотя бы мельком знакомые с системами дистанционного мониторинга пожаров, понимают, что термоточка не может показывать "любой костер" - костер является для этого слишком слабым источником тепла (при оптимальных условиях системы дистанционного мониторинга, основанные на снимках MODIS, выявляют пожары низкой интенсивности площадью от гектара, пожары очень высокой интенсивности, редко встречающиеся на природных территориях - от десятых долей гектара). Кроме того, компетентные специалисты должны понимать, что крупные пожары оцениваются не только по термоточкам, но и по самим снимкам, позволяющим выявить не только температурные аномалии, но и пройденные огнем площади, и дым от пожаров. С учетом этого всего, дистанционное выявление очень крупных лесных пожаров (площадью в тысячи гектаров и более) дает в безоблачную погоду совершенно однозначные результаты.
В субботу в восточных районах Тюменской области ожидается похолодание с дождями - поэтому действующие там сейчас крупные лесные пожары к большой беде, возможно, не приведут. Но некомпетентность чиновников "чрезвычайного" министерства, из-за которой в регионе своевременно не вводится режим ЧС должного уровня в связи с лесными пожарами, никуда не денется - и она еще может аукнуться летом, и очень дорого обойтись жителям Тюменской области (и не только ее одной).
* * *
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=16620