07.03.2014
Короткая аббревиатура «МЧС» вряд нуждается для россиян в дополнительной расшифровке. О том, как работает сегодня министерство и о приоритетах его развития рассказал на «правительственном часе» в Совете Федерации глава ведомства Владимир Пучков.
Начавшееся с небольшого спасательного отряда, сегодня МЧС — одно из самых эффективных и востребованных в стране министерств. Это то министерство, которое пользуется огромным уважением и, что очень важно, доверием населения. Так охарактеризовала его работу спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на одном из недавних пленарных заседаний верхней палаты Федерального Собрания.
Есть одна цифра, которая не просто наглядно демонстрирует работу МЧС, но и подчеркивает важность его существования для страны. За прошедший 2013 год в России спасено более 289 тысяч человек. Фактически — населения среднего города! А вот еще один факт. Во время крупномасштабной спасательной операции на Дальнем Востоке не погиб ни один человек из числа гражданского населения, значительно минимизирован ущерб от бедствия. Только этих данных достаточно, чтобы считать, что вложение средств в деятельность МЧС оправданно и результатом является плодотворная работа не только пожарных, спасательных, медицинских и других подразделений, но и кропотливая работа функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
Но есть и другие цифры, подтверждающие, что достигнутые сотрудниками МЧС успехи отнюдь не случайны. Более чем на шесть процентов сокращено количество техногенных пожаров, при этом гибель в огне людей уменьшена почти на десять процентов — еще 1104 сохраненные человеческие жизни. Вообще за последние десять лет у нас в стране количество пожаров и потерь от них уменьшено практически в два раза. Более чем на десять процентов снижено количество происшествий на водных объектах, а значит, потерь на воде, при том, что маломерный флот в России составляет более 1,5 миллиона судов, да еще и ежегодно увеличивается на 100—120 тысяч единиц. Пиротехническими подразделениями МЧС России обезврежено более 62 тысяч взрывоопасных предметов.
Эти и другие позитивные сдвиги стали возможными в результате того, что во всех российских регионах созданы и развиваются пожарные и спасательные подразделения, реализуются программы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Сформированы резервы финансовых и материальных ресурсов, принят принципиально новый порядок выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда правительства, упрощена процедура предоставления финансовой помощи регионам и людям. К сказанному следует добавить и зарубежную деятельность МЧС: в рамках мероприятий по международному чрезвычайному гуманитарному реагированию только в 2013 году было проведено 75 операций в различных уголках планеты. Даже угрозе метеоритной опасности противостоит МЧС России, организовав совместно с отечественными и зарубежными коллегами работу по созданию концепции и пилотной зоны защиты населения и объектов социальной инфраструктуры от метеоритов.
Конечно, подчеркивал Владимир Пучков, все эти достижения стали возможны благодаря плодотворной совместной работе федеральных и территориальных структурных подразделений министерства, руководителей регионов страны. И она же, по его мнению, позволяет сделать вывод: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполнила возложенные на нее задачи, продолжает динамично развиваться. И вот этот наметившийся вектор развития можно условно разделить на несколько направлений. Одно из них — совершенствование законодательных и нормативно-правовых актов как на федеральном, так и на региональном уровне в области гражданской обороны, защиты населения.
Приоритетом в работе самого МЧС должно стать снижение времени реагирования пожарных, спасательных и иных подразделений, оказание еще более квалифицированной, своевременной необходимой помощи оказавшимся в беде людям. И здесь, видимо, не обойтись без серьезной работы по дальнейшей модернизации центров управления в кризисных ситуациях, внедряя современные информационно-коммуникационные технологии и готовя специалистов.
Как уже отмечалось, региональная составляющая — это одна из основ работы МЧС. Принимая во внимание приоритеты, обозначенные Владимиром Пучковым, важнейшая часть деятельности относится к совершенствованию нормативно-правовой базы субъектов Федерации. Здесь, в ряде российских регионов, уже проделана серьезная работа. И она продолжается, особенно на местах с целью повышения эффективности работы муниципальных образований. Оказана большая практическая помощь руководителям органов местного самоуправления по вопросам и формирования нормативной базы, и ее практической реализации. Сегодня практически во всех муниципальных образованиях правовая база создана. Однако эта работа требует постоянного совершенствования, практической помощи и контроля. Работа глав муниципальных образований сложная, трудная и многогранная, и их деятельность по линии МЧС нуждается в постоянной заботе и поддержке.
В частности, например, хотя система антикризисного управления на муниципальном уровне постоянно совершенствуется, без дополнительных мероприятий по укреплению вертикали устойчивого управления не обойтись. В соответствии с указом Президента требуются также дополнительные совместные усилия федерального центра и регионов по развитию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Очень важный вопрос — повышение эффективности прогнозирования, предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций и управления рисками. Важное место в этой теме занимают подписание и реализация соглашений между МЧС России и высшими должностными лицами субъектов Федерации. Жизнь и время показали, что это правильный и эффективный путь взаимодействия федерального центра и регионов. Подписанные соглашения позволили МЧС России совместно с регионами, рука об руку решать все поставленные задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Все необходимые мероприятия по дальнейшему развитию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и управления рисками спланированы и осуществляются в рамках утвержденных планов и программ на период до 2020 года.
В рамках работ по совершенствованию антикризисного управления развиваются центры управления в регионах. Проведены реконструкция и дооснащение ресурсов территориальных органов МЧС России. Работа в этом направлении также ведется вместе с регионами, и многие из них уже сегодня добились хороших результатов, в частности Татарстан, Чечня, Алтайский край, Архангельская, Нижегородская, Тверская, Свердловская, Брянская и Новосибирская области.
Создание правовой основы требует и поддержка добровольческого движения, что является, по мнению главы МЧС, ключевым направлением деятельности. Это министерство только за последние два года передало добровольцам более 22 тысяч единиц техники на оснащение подразделений в регионах. Но дальнейшая работа потребует принятия федерального закона о добровольчестве (волонтерстве), который позволит обеспечить формирование механизмов поддержки общественных объединений.
Из выступления главы МЧС в Совете Федерации становится понятно: без серьезной законотворческой деятельности по совершенствованию всей системы в подведомственной ему сфере — не обойтись. И парламентарии еще не раз вернутся к обсуждению этих вопросов.http://www.russia-today.ru/new.php?i=297