16.12.2013 Проблему пожарной безопасности православных храмов Татарстана не решить без крупных пожертвований от меценатов, сообщили РБК-Татарстан в Татарстанской митрополии. Из 320 религиозных объектов республики лишь единицы оснащены системами пожарной сигнализации. У православных приходов нет средств, что выполнить предписания пожарного надзора - они лишь оплачивают регулярно выписываемые штрафы. Стоимость пожарной сигнализации для одного храма специалисты оценивают в 70-80 тысяч рублей.
Проверки МЧС, проведенные после серии поджогов церквей в октябре и ноябре, показали, что на 266 из 320 объектов Русской православной церкви в республике отсутствует пожарная сигнализация. Всего инспекторы выявили почти 1,5 тысяч различных нарушений пожарной безопасности, из которых лишь 16% священнослужители успели устранить. Начальник группы информации и связи с общественностью ЦУКС ГУ МЧС РФ по РТ Марат Рахматуллин отметил, что ведомство обязано блюсти интересы безопасности граждан, поэтому религиозные учреждения обязаны соблюдать принятые законом нормы и правила.
«Мы не можем «идти навстречу» религиозным учреждениям, так как обязаны действовать в рамках закона и работать на безопасность граждан, - заявил он РБК-Татарстан. - Если объект не справляется с обеспечением пожарной безопасности, то ответственный человек должен написать гарантийное письмо, чтобы уведомить о сроках устранения нарушений и продолжить эксплуатацию объекта. Задачу перед религиозными объектами мы поставили». Однако, по его словам, о закрытии храмов, не соответствующих требованиям пожарного надзора, речи пока не идет.
10 декабря татарстанский митрополит Анастасий попросил верующих помочь с оснащением храмов РТ противопожарными системами в связи с недавними поджогами церквей в регионе. В послании митрополита указывается, что "в результате проверок различных служб противопожарной охраны и правоохранительных органов" храмам республики выдали предписания, "реализация которых превосходит в разы их скудный бюджет”.
Как сообщил в беседе с РБК-Татарстан секретарь Татарстанской митрополии отец Александр, многие из выявленных нарушений устранить попросту невозможно: ни у приходов, ни у епархии нет на это денег. По словам о.Александра, в республике пожарной сигнализацией оснащены храмы, расположенные в крупных городах, являющиеся своего рода достопримечательностями. Так, оборудование установлено в Богородицком монастыре, где хранится знаменитая икона Казанской божьей матери, и в недавно реконструированном здании епархии на ул.К.Маркса. Приобрести, установить и обслуживать сигнализацию за свой счет, по словам отца Александра, не может ни один храм, а уж тем более сельские, безопасность которых после серии поджогов вызывает наибольшее беспокойство.
«После каждой проверки настоятелю прихода инспекторы пожарного надзора выписывают штраф по 3 тысячи рублей, - рассказал РБК-Татарстан о.Александр. - У нас есть возможность предпринять некоторые шаги по устранению нарушений: приобрести огнетушители и песок, провести противопожарную пропитку в деревянных храмах. Однако на то, чтобы решить проблему пожарной безопасности церквей в глобальном масштабе, у нас нет средств. Да и в целом, культовому объекту сложно соответствовать общепринятым правилам: например, храм, чтобы не привлекать вандалов, не может обойтись без решеток на окнах, или без живого огня. В пасхальные и рождественские дни в церквях горит множество свечей».
По словам о.Александра, православные храмы, в частности, и Татарстанская митрополия, вообще, дотаций со стороны государства не получает, каждый приход живет за счет своих доходов. Однако назвать суммы, он отказался. По его словам, этих средств хватает только на оплату коммунальных счетов и другие самые насущные нужды, на покупку и монтаж противопожарной системы денег не хватит.
Рассчитывать на пожертвования от обычных прихожан, по словам представителя митрополии, не приходится. В крупных городах доход прихода, включающий и деньги от верующих, позволяет разве что оплачивать коммунальные платежи. Отец Александр сообщил, будучи настоятелем храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (по его словам, одного из самых небольших в Казани), он ежемесячно выплачивает по 20 тысяч рублей по счету за отопление. В сельских храмах, говорит он, священники получают пожертвования, по большей части, не деньгами, а продуктами с частных подворий прихожан.
«Мы сможем оснастить церкви пожарной сигнализацией, - сказал отец Александр, - только с помощью меценатов, которые могут сделать крупные пожертвования».
Как сообщил РБК-Татарстан Карен Карапетян, руководитель отдела продаж фирмы «Дельта-Казань», занимающейся продажей, монтажом и обслуживанием противопожарных систем, разброс цен на оснащение объектов пожарной сигнализацией велик – от 20 тысяч до 1 млн рублей. По его подсчетам, система для храма будет стоить около 70-80 тысяч рублей. Высокая стоимость, сказал он, обусловлена особенностями архитектуры: большим количеством высотных помещений и совсем небольших комнат.
«В систему пожарной безопасности, - рассказал К.Карапетян, - входят дымовые датчики, по 2, а лучше по 3 штуки в каждом помещении, указатели выхода над каждой дверью, лампы аварийного освещения, кнопки ИПР для подачи сигнала тревоги вручную, а также оповещатели. Большинство наших клиентов заказывают также круглосуточное противопожарное наблюдения, когда объект подключен на пульт, чтобы в случае тревоги на место выехали экипажи быстрого реагирования».
Стоимость ежемесячного техобслуживания противопожарной системы, говорит Карапетян, храму обойдется в 1-2 тысячи рублей. Услуга противопожарного наблюдения – всего лишь в 200 рублей в месяц.
Напомним, что за шесть месяцев 2013 года в Татарстане произошло семь случаев поджогов православных церквей. В ноябре в республике сгорели церкви в Чистополе и в селе Ленино Новошешминского района, кроме того, пожары произошли в селе Албай Мамадышского района и в Рыбно-Слободском районе в селе Крещеные Казыли. 12 декабря пресс-служба МВД по РТ сообщила, что совместно с УФСБ по РТ в Чистополе были задержаны подозреваемые пятеро подозреваемых в поджогах. В тот же день они дали признательные показания двух храмов в ночь на 17 ноября.http://rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/16/12/2013/894889.shtml